16 сентября 1920 г. неизвестный мужчина остановил конный экипаж напротив здания финансовой корпорации Моргана, в самом сердце Уолл-стрит. Там же располагались Казначейство США и Нью-Йоркская фондовая биржа.
Как только колокола Церкви Троицы пробили полдень, возница выпустил из рук вожжи, ловко спрыгнул на землю и быстро затерялся в толпе. Через мгновение на оживленной улице взорвалась бомба, начиненная динамитом, шрапнелью и чугунными осколками.
Металлические осколки пробивали человеческую плоть насквозь и дробили бетон. В домах вылетели стекла в зоне полумили. Некоторые строения загорелись. Дым и пламя охватили знаменитый район Нью-Йорка.
Очевидцы взрыва рассказывали ужасные подробности. У входа в дом Моргана лежал изуродованный мужчина. Он был обнажен и сильно обгорел. Рядом с ним находились его внутренности. И вдруг он начал подниматься. Он боролся, пытался встать на ноги, но обессиленный свалился в сточную канаву.
Уолл-стрит стала красной от крови. Тела людей разметало на десятки метров по улице. Голова одной дамы, отделенная от туловища, застряла в стене здания, так и оставшись в шляпке.
Тридцать восемь человек погибли на месте: курьеры, стенографистки, клерки и брокеры. Более трехсот человек получили ранения. Среди пострадавших оказался Юний Морган, сын Джека Моргана, а также молодой клерк Джозеф Кеннеди, отец будущего 35-го Президента США Джона Кеннеди.
Нью-Йоркская фондовая биржа прекратила торги. Через несколько минут на место прибыли 1700 полицейских и 75 медсестер Красного Креста. Военные из 22-го пехотного гарнизона прочесали весь нижний Манхэттен с винтовками наперевес. Мэр города Джон Хейлен лично контролировал ситуацию и руководил операцией по эвакуации людей и тушению пожара.
К вечеру тела погибших, накрытые белыми простынями, были выложены прямо на тротуаре.
Под подозрением в совершении теракта, в первую очередь, оказались анархисты - выходцы из Италии, которые годом ранее разослали многим видным политикам и бизнесменам (в том числе, и Джеку Моргану) посылки, начиненные взрывчаткой, а также организовали восемь взрывов в нескольких американских городах. И всего лишь, днем ранее были предъявлены обвинения анархистам Сако и Ванцетти. Кроме того, очевидцы указали, что видели итальянца бежавшего от места, где позже произошел взрыв.
На следующее утро сотрудники Уолл-стрит вернулись к работе. Они были полны решимости показать, что бизнес будет идти как обычно, «несмотря на бомбы». При этом, нужно заметить, что цены на многие акции после событий минувшего дня значительно выросли.
В полдень пятницы, 17 сентября, под предводительством «Сынов Свободы», революционной американской организации, боровшейся за самоопределение североамериканских колоний и основанной в 1765 году Сэмюэлем Адамсом, одной из акций которой было Бостонское чаепитие, несколько тысяч американцев вышли на улицы и пели патриотические песни времен первой мировой войны.
Расследование теракта продолжалось более трех лет и закончилось ничем. Долгое время одним из основных подозреваемых был Марио Буда, сотрудник Сако и Ванцетти, и владелец автомобиля, которым они пользовались для совершения преступления, в котором их обвиняли. Участие Буда, правда косвенно, подтвердил его племенник Фрэнк Маффи и коллега-анархист Чарльз Поджи, который интервьюировал его в Италии, в 1955 г.
Между тем, у ФБР не нашлось достаточно оснований, чтобы арестовать Буду, и он благополучно бежал в Италию, где умер в 1963 г.
А взрывы продолжались еще 12 лет. Так, в 1932 г. анархисты добрались до судьи Уэбстера Тайера, председательствовавшего на процессе Сако и Ванцетти. Тайер выжил, но взрывом был уничтожен его дом, ранена его жена и домработница. Сам судья до конца своей жизни находился под круглосуточной охраной.
Следы взрыва 1920 г. можно видеть до сих пор.
URL записи