Как сложилась судьба двух самых первых опытных образцов танка Т-34

Feb 08, 2025 13:12




Во многих документах два первых опытных образца танка Т-34 указываются как А-34.

Завершились войсковые испытания опытных образцов танков Т-34(А-34), которые были изготовлены в двух экземплярах. На них уже был совершен знаменитый пробег Харьков-Москва-Харьков, их видел Сталин, и назвал их ласточками, танк под индексом Т-34 был принят на вооружение.




Казалось бы, теперь этим машинам прямая дорога на покой или в бронетанковый музей, но вышло совсем иначе. Работы над совершенствованием Т-34 велись постоянно. Оба опытных образца вернулись на харьковский завод №183 и теперь стали эксплуатироваться в качестве машин для отработки и испытания различных узлов и механизмов танка Т-34, работу над усовершенствованием которых проводил опытно-экспериментальный отдел «500».

На танках А-34 проверялась надежность того или иного механизма и принималось решение о внедрении этого новшества на серийный танк Т-34 или нет.

В мае 1940 года на танках испытывался механический сервопривод управления бортовыми фрикционами и тормозами, которым решено было заменить пневматический.

На А-34 испытывались опытные литые траки, которые впоследствии пришли на смену штампованным тракам, производство которых было гораздо сложнее. Да и с точки зрения экономики литая гусеница была предпочтительнее.




На танках проходил испытание новый двигатель М-250, который отличался от В-2 тем, что должен был иметь увеличенный до 250 часов гарантийный моторесурс. И хотя двигатель не выдержал государственных испытаний, множество удачных технических решений в дальнейшем были реализованы на В-2.



Двигатель М-250

В ноябре-декабре 1940 года оба А-34 прошли капитальный ремонт. С них были сняты орудия Л-11 и отправлены на доработку в Ленинград. Эти пушки после доработки были установлены на серийные Т-34, а А-34 продолжили свою службу уже без основного оружия.

На А-34 за № 311-18-3 проходили испытания различные огнеметные системы. Продолжались эти испытания и после начала Великой Отечественной войны. Что стало с этим танком после эвакуации завода в Нижний Тагил, неизвестно. Нет ни одного документа, подтверждающего, что танк был эвакуирован вместе с заводом.

Вполне вероятно, что на него вновь было установлено орудие, и танк принимал участие в обороне Харькова.

Второй опытный образец после капремонта до августа 1941 года находился в распоряжении завода № 75, где так же исполнял роль ездящей лаборатории. С его помощью проходила доработка дизеля В-2.

В конце лета 1941 года он был передан на баланс Харьковского танкового училища. Теперь А-34 участвовал в подготовке будущих танковых командиров для Красной Армии. В октябре 1941 года училище было эвакуировано в Узбекистан, в город Чирчик.




Вместе с училищем был эвакуирован и А-34. Там танк так же участвовал в учебном процессе. Имеется несколько фотографий этого танка в Узбекистане, но в дальнейшем, следы А-34 за № 311-11-3 теряются так же, как и танка А-34 за № 311-18-3

Два самых первых танка Т-34, с которых начиналась история этого легендарного танка, полностью выполнили свое предназначение. Ведь именно они дали путевку в жизнь знаменитой «тридцатьчетверке» и с их помощью велись работы по усовершенствованию этого легендарного танка.

Отсюда
См.также:

Оружие века . Лучшая бронетехника

Был ли Т-34 лучшим танком?

Наследник «тридцатьчетверки»

Танковая эпопея Василия Грабина

Гениальный дизель: от Т-34 до Т-90


В Телеграм!

конструктор, танки, интересно, война, техника, оружие, ссср, великая отечественная

Previous post Next post
Up