![](https://i6.imageban.ru/thumbs/2025.02.07/ade2093c1dc4f8b82909856e5aba8166.png)
Во многих документах два первых опытных образца танка Т-34 указываются как А-34.
Завершились войсковые испытания опытных образцов танков Т-34(А-34), которые были изготовлены в двух экземплярах. На них уже был совершен знаменитый пробег Харьков-Москва-Харьков, их видел Сталин, и назвал их ласточками, танк под индексом Т-34 был принят на вооружение.
![](https://i7.imageban.ru/thumbs/2025.02.07/fc525382b2c3b996a473382e1877d9d6.png)
Казалось бы, теперь этим машинам прямая дорога на покой или в бронетанковый музей, но вышло совсем иначе. Работы над совершенствованием Т-34 велись постоянно. Оба опытных образца вернулись на харьковский завод №183 и теперь стали эксплуатироваться в качестве машин для отработки и испытания различных узлов и механизмов танка Т-34, работу над усовершенствованием которых проводил опытно-экспериментальный отдел «500».
На танках А-34 проверялась надежность того или иного механизма и принималось решение о внедрении этого новшества на серийный танк Т-34 или нет.
В мае 1940 года на танках испытывался механический сервопривод управления бортовыми фрикционами и тормозами, которым решено было заменить пневматический.
На А-34 испытывались опытные литые траки, которые впоследствии пришли на смену штампованным тракам, производство которых было гораздо сложнее. Да и с точки зрения экономики литая гусеница была предпочтительнее.
![](https://i6.imageban.ru/thumbs/2025.02.07/d7921ca00102da80deeb96d786f68810.png)
На танках проходил испытание новый двигатель М-250, который отличался от В-2 тем, что должен был иметь увеличенный до 250 часов гарантийный моторесурс. И хотя двигатель не выдержал государственных испытаний, множество удачных технических решений в дальнейшем были реализованы на В-2.
![](https://i3.imageban.ru/thumbs/2025.02.07/5e818320a5d20dfe3da4cfed0a6451cb.png)
Двигатель М-250
В ноябре-декабре 1940 года оба А-34 прошли капитальный ремонт. С них были сняты орудия Л-11 и отправлены на доработку в Ленинград. Эти пушки после доработки были установлены на серийные Т-34, а А-34 продолжили свою службу уже без основного оружия.
На А-34 за № 311-18-3 проходили испытания различные огнеметные системы. Продолжались эти испытания и после начала Великой Отечественной войны. Что стало с этим танком после эвакуации завода в Нижний Тагил, неизвестно. Нет ни одного документа, подтверждающего, что танк был эвакуирован вместе с заводом.
Вполне вероятно, что на него вновь было установлено орудие, и танк принимал участие в обороне Харькова.
Второй опытный образец после капремонта до августа 1941 года находился в распоряжении завода № 75, где так же исполнял роль ездящей лаборатории. С его помощью проходила доработка дизеля В-2.
В конце лета 1941 года он был передан на баланс Харьковского танкового училища. Теперь А-34 участвовал в подготовке будущих танковых командиров для Красной Армии. В октябре 1941 года училище было эвакуировано в Узбекистан, в город Чирчик.
![](https://i4.imageban.ru/out/2025/02/07/d03f537af4a94ffbd53879fd94e9b0bf.png)
Вместе с училищем был эвакуирован и А-34. Там танк так же участвовал в учебном процессе. Имеется несколько фотографий этого танка в Узбекистане, но в дальнейшем, следы А-34 за № 311-11-3 теряются так же, как и танка А-34 за № 311-18-3
Два самых первых танка Т-34, с которых начиналась история этого легендарного танка, полностью выполнили свое предназначение. Ведь именно они дали путевку в жизнь знаменитой «тридцатьчетверке» и с их помощью велись работы по усовершенствованию этого легендарного танка.
Отсюда
См.также:
Оружие века . Лучшая бронетехника Был ли Т-34 лучшим танком? Наследник «тридцатьчетверки» Танковая эпопея Василия Грабина Гениальный дизель: от Т-34 до Т-90 ![](https://l-userpic.livejournal.com/88798501/19736856)
В Телеграм!