![](https://i8.imageban.ru/thumbs/2025.01.26/3fdc457191e2bed9405651846aa4f282.png)
Каких только фильмов не снимали в СССР! Разнообразие жанров было богатым, и некоторые скрытые жемчужины поражают своей неординарностью до сих пор. В 1978 году в советские кинотеатры попала остросюжетная картина, которую посмотрело около 24 миллионов зрителей. В ней показали то, чего обычно на экранах не случалось.
- Ты откуда?
- Оттуда, где семь гудков, и все на обед.
Александр Гордон - редкий пример советского режиссера, активно продвигавшего жанровое кино. Он учился во ВГИКе с Андреем Тарковским и даже снимал вместе с ним короткометражку "Убийцы" (1956) по рассказу Эрнеста Хемингуэя, но постепенно творческие пути друзей разошлись. Поставив несколько исторических драм на студии Молдова-фильм, Гордон с головой ушел в криминальные истории. В 1970 году он снял для телевидения двухсерийную "Кражу", а в 1977-м взялся за куда более амбициозный проект.
В то время Гордон уже работал на Мосфильме, где ему в руки попал сценарий Владимира Кузнецова и Ольги Мирошниченко. Режиссер увидел в тексте большой потенциал и сразу понял, что можно будет сделать нечто особенное. Пленку ему выдали лишь черно-белую, но зато на съемочную команду не поскупились. Оператор Михаил Биц, недавно снимавший "Невероятные приключения итальянцев в России", был готов к новым свершениям. На главные роли пригласили Леонида Маркова, Валентина Гафта, Константина Захарова, Виктора Павлова, Олега Анофриева и других актеров.
- Жить по-нашему попробуй,
Наш девиз довольно прост:
Ухвати судьбу за хобот,
Не хватай её за хвост!
![](https://i4.imageban.ru/thumbs/2025.01.26/dda87e7e1c4da559dc1fd524db20cd7c.jpg)
Зима где-то за Полярным кругом. Здесь, в тяжелейших для жизни условиях, вдали от цивилизации трудятся строители-вахтовики. Обстановка вокруг суровая, связь с "внешним миром" поддерживается с помощью аэропорта, а из всех развлечений - только поселковое кафе, где можно выпить, да закусить. Многие приезжают сюда ради северной надбавки, не выдерживают изоляции и убегают, заработав первые деньги. Но есть и старожилы: например, харизматичный начальник стройки Владимир Глухов или агроном-романтик Федор Игнатенко, который умудряется содержать в снегах теплицу и выращивать цветы.
Однажды в поселок прибывает незнакомец. Мужчина отшучивается по поводу собственной биографии, а потом находит среди строителей рабочего Максуда Шакурова. Оказывается, их связывает общее уголовное прошлое, и теперь находящийся в бегах вор-рецидивист требует у Шакурова финансовой помощи. Максуд говорит, что "завязал", ничего у него нет, да и сам покидает вахту из-за возникших проблем. Незнакомец отказывается верить бывшему партнеру. Утром следующего дня он захватывает автобус и берет в заложники пассажиров, в числе которых Шакуров, начальник стройки Глухов и агроном Игнатенко...
![](https://i5.imageban.ru/thumbs/2025.01.26/2b0613b3843ab4f2bdfaac4253436c54.jpg)
Кадры из фильма "Схватка в пурге".
Боевик с непритязательным названием "Схватка в пурге" наглядно демонстрирует зрителям, что советское кино умеет удивлять. Здесь абсолютное зло противостоит дружному коллективу во главе с самоотверженным лидером, не собирающимся мириться с обстоятельствами. Концептуально картина имеет каноническую структуру голливудских жанровых фильмов: бытовая экспозиция, стремительное развитие действия, жестокая кульминация и еще куда более жестокая развязка. Никаких полутонов и компромиссов. И все это в темном заснеженном Заполярье, где у главного злодея даже нет имени. Он просто Чужак. И это за два года до "Чужого" Ридли Скотта и за пять лет до "Нечто" Джона Карпентера. Гордон опередил время? В некотором роде, да.
Валентин Гафт невероятен. Доводилось ли ему играть более мерзких персонажей, чем здесь? Вопрос риторический. Его Чужак действительно выглядит, как некий чужеродный элемент из другого мира, нарушивший привычную гармонию северной стройки. Элемент иррациональный и бесконтрольный, социопат до мозга костей. Начальник Глухов, конечно, не Эллен Рипли, но героизма и решимости ему не занимать. Тут можно лишь восхититься харизмой Леонида Маркова, играющего не только эффектно, но и эффективно. Ему веришь целиком и полностью, ведь актер знает меру и не переигрывает. И словно вишенка на торте - Федор Игнатенко в исполнении Виктора Павлова, символизирующий жизнь, которая обязательно победит. И в бесконечных сугробах Заполярья, и в салоне тесного ПАЗика.
![](https://i3.imageban.ru/thumbs/2025.01.26/2a752a0cb3aec7ff34374efd94c16605.jpg)
Примечательно, что в "Схватке в пурге" борьба с бандитами происходит без участия сотрудников правоохранительных органов. Такое в советском кино встречается редко. Еще реже можно было увидеть на экране матерную ругань, а тут в сцене финальной погони Валентин Гафт явно произносит нецензурную фразу. Да, она заглушена музыкой композитора Николая Сидельникова, но все легко читается по губам. И еще один нетривиальный момент - беспощадная расправа над антагонистом без какого-либо морализаторства. Делай, что нужно, и будь, что будет. Концовка картины впечатляет.
Нельзя не сказать и про каскадерские трюки. Эпизод с вагончиком и подъемным краном - однозначно в избранное. Для боевиков 1977 года просто великолепно. Про реалистичность судить не будем, это ведь художественный фильм. Придраться можно ко многому, но зачем? Непонятно также, какую границу хотел пересечь Чужак (Норвегия, Финляндия или США?), да и в целом его мотивы смутно прослеживаются. Но это все лирика. А факты говорят о том, что "Схватка в пурге" стала одним из самых кассовых фильмов 1978 года и навсегда вошла в историю советского кино. Браво, Гордон.
Отсюда
См.также:
Советский художественный фильм, который режиссёр Элем Климов снимал более пятнадцати лет 6 гениальных диверсий советской драмы "Мираж", которых мы не замечали до сих пор Детектив, в котором милиционер и в воде не тонул, в и огне не горел Самые скандальные российские фильмы, которые наделали много шума Советский триллер как прототип фильма с Николсоном ![](https://l-userpic.livejournal.com/88798501/19736856)
В Телеграм!