Рэй Брэдбери что-то знал...
"Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например - не читать их"
Роман «451 градус по Фаренгейту» Рэй Брэдбери написал за девять дней в подвале публичной библиотеки Лос-Анджелеса. Дома ему мешали работать дети, поэтому писатель арендовал печатную машинку и в режиме "нон-стоп" создал это великое произведение. Аренда машинки стоила 10 центов за полчаса. Всего он потратил 9 долларов 80 центов. Впоследствии, «451 градус по Фаренгейту» Брэдбери называл "десятицентовым романом". Но, не об истории создания этого произведения хотелось поговорить...
Роман был написан в 1953 году, но сегодня он актуален как никогда!
- Иногда я подслушиваю разговоры... И знаете что?
- Что?
- Люди ни о чем не говорят.
Рэй Брэдбери предупреждает нас о том, во что может превратиться жизнь, если мы перестанем думать, читать, учиться и анализировать. И это страшно! Выделим несколько ключевых моментов романа, которые отражают нашу текущую действительность.
1) Жизнь по ту сторону экрана
"Мне нужно поговорить, а слушать меня некому. Я не могу говорить со стенами, они кричат на меня. Я не могу говорить с женой, она слушает только стены".
В недалёком будущем, описываемом в романе, вместо телевизоров в домах устанавливают специальные видеостены - от одной до четырёх на комнату. В одном из диалогов, супруга главного героя как раз просит его купить четвёртую видеостену в гостиную, чтобы полностью погрузиться в мир сериалов и виртуальной "семьи".
Она постоянно сидит дома и абсолютно отгородилась от окружающей действительности. Её не интересует ничего, кроме просмотра телепередач днём и прослушивания музыки в наушниках вечером. Её нервная система настолько перегружена непрекращающимся потоком отупляющего телевизионного контента, что она уже не может засыпать без успокоительных таблеток...
Ничего не напоминает?
Рэй Брэдбери, в целом, очень точно предсказал современное помешательство молодёжи (и не только) на просмотре видеоконтента. Правда, видеостен в домах нет - но становится всё больше проекторов и больших телевизоров, а ещё страшнее компактные смартфоны и планшеты - ведь они всегда под рукой!
Выйдите на улицу и оглянитесь по сторонам: сколько людей, уткнувшихся в экраны смартфонов вы увидите? Скорее всего, гораздо больше одного. В большинстве своём это будут дети и подростки, которым очень трудно оторваться от просмотра бесконечных "шортсов" и "рилсов".
Причём, содержание этих видеороликов уходит на второй план. Неважно, что смотреть, главное - смотреть! Скорее, скорее, отвязаться от текущих дел и погрузиться в пучину бесконечного видеоконтента.
Проснулся - залип в экран, пошёл в туалет - и там посмотрел несколько видео, за завтраком - ещё парочку. По дороге на работу/в школу/институт - ещё пару десятков коротких видеороликов.
Мы живём, не поднимая головы от экрана. Мы не видим мира вокруг. И, что самое страшное, такой вот "видеонаркомании" подвержены, прежде всего, дети!
В романе «451 градус по Фаренгейту» видеостены были только в домах, а сейчас они буквально в наших руках, всегда с нами. Кажется, даже Рэй Брэдбери не мог предсказать такого развития событий...
2) Цензура, запреты и дозирование информации
"...Если не хочешь, чтобы человек расстраивался из-за политики, не давай ему возможности видеть обе стороны вопроса. Пусть видит только одну, а еще лучше - ни одной".
Главный герой романа - пожарный. Только он не тушит огонь, а наоборот - разжигает, чтобы уничтожать книги. В будущем их считают ненужным и опасным пережитком, который негативно влияет на сознание общества.
К идее сжигания книг люди пришли не сразу.
Сначала просто запрещали "вредные", по мнению властей, издания.
Потом стали запрещать те книги, которые якобы "оскорбляют" различные меньшинства.
Потом - книги "вредных" писателей.
Потом книги стали сокращать до коротеньких конспектов.
Потом стали просто уничтожать...
Вместе с уничтожением книг, людям стали давать больше развлекательного контента, чтобы они не отвлекались на всякие "вредные" мысли. Появились видеостены, круглосуточные телепередачи. Кроме того, запретили даже медленную езду на автомобиле. Чтобы уж вообще не оставалось времени на размышления.
Ничего не напоминает?
Сколько книг запретили у нас в стране за последние несколько лет? Вопрос риторический. Списки "вредных" писателей легко можно найти в интернете. Про телевизионный контент, которым нас кормят и говорить нечего, а про бесконечный видеопоток, льющийся с экранов смартфонов уже писали.
Получается, Рэй Брэдбери снова угадал? Описываемое им будущее уже наступило? Вопрос риторический...
3) Мир на грани катастрофы
"Кто не создаёт, должен разрушать. Это старо как мир. Психология малолетних преступников".
Рэй Брэдбери описывает утопические Соединённые Штаты Америки, которые готовятся к масштабной войне. Но обычным людям всё равно, будет война или нет - они заняты другим. Им некогда подумать о текущих событиях. Лишь изредка в диалогах вскользь упоминается тема военных действий. Однако ощущение неминуемой катастрофы витает в воздухе.
В романе не говорится об этом открыто, но намёки весьма прозрачны - государству НУЖНА эта война. Никто не сомневается в неминуемой победе над врагом, но, когда война всё же начинается, ответный удар противника оказывается весьма болезненным.
Ничего не напоминает?
Писатель всегда был ярым противником войн, но прекрасно понимал, что США будут разжигать их по всему миру. Потому что это НУЖНО для их процветания. В романе он описал самый негативный для своей страны вариант развития событий.
4) Бешеный ритм жизни
"Свободного времени у нас достаточно. Но есть ли у нас время подумать?"
В мире, созданном Рэем Брэдбери, люди живут в бешеном ритме. Они ездят с огромной скоростью, а их мозг постоянно загружен. Реклама, телевидение, радио, работа. Реклама, телевидение, радио, работа. И так каждый день!
Они не могут просто остановиться, оглянуться по сторонам и ПОРАЗМЫСЛИТЬ о своей жизни. У них много свободного времени и, при этом они постоянно загружены. На улицах - бесконечная реклама притягивает их взгляды, в домах - видеостены, на работе - бессмысленные разговоры и однотипные действия.
Ничего не напоминает?
Когда вы в последний раз просто гуляли без гаджетов, мыслей о работе и о том, какой сериал посмотреть вечером?
Когда в последний раз вы обращали внимание на небо, деревья и окружающую вас природу?
Когда в последний раз вы задумывались о чём-то кроме рутинных бытовых/рабочих задач?
А когда в последний раз вы вдумчиво читали интересную неглупую книгу?
Кадр из спектакля по книге «451 градус по Фаренгейту». Образы пожарных воссозданы досконально по описанию Рэя Брэдбери
5) "Винтики" большого механизма
"Не важно, что именно ты делаешь, важно, чтобы всё, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нём оставалась частица тебя самого. В этом разница между человеком, просто стригущим траву на лужайке, и настоящим садовником. Первый пройдёт, и его как не бывало, но садовник будет жить не одно поколение".
Общество, представленное в романе, лишено способности думать и анализировать свои действия. На работе обычные люди просто выполняют то, что им говорят. За них думают другие. Они же - просто исполнители, не несущие ответственности за то, что делают.
Люди в «451 градус по Фаренгейту» - это "винтики" большого механизма. Они не творцы и не оставят поле себя ничего стоящего. Безликие механизмы в человеческом обличье. Вывалится один "винтик" и его тут же заменят, а про того забудут уже через минуту.
Ничего не напоминает?
К сожалению, сейчас очень мало осталось людей, которые реально "горят" своим делом. В большинстве случаев, мы ходим на работу, чтобы просто "отсидеть" свои часы и получить за это зарплату. А ещё нам говорят, что незаменимых сотрудников нет...
Текучка кадров, особенно в бюджетных учреждениях - запредельная. Сотрудников не ценят, а они, в свою очередь - плюют на ответственное исполнение своих обязанностей. Ну, а что взять с обычных "винтиков"?
Сами мы стали такими или нас такими сделали - вопрос риторический...
Завершить эту статью хотелось бы, пожалуй, самой актуальной цитатой из книги:
"У нас есть всё, чтобы быть счастливыми, но мы несчастны".
И это в 1953 году у людей УЖЕ было всё для счастья! Что уж говорить про сегодняшний день. Но, мы по-прежнему несчастны...
(с)См.также:
Лучшие экранизации Рэя Брэдбери Кухонный компьютер Honeywell Kitchen - мечта домохозяек 70-х, которая оказалась не нужна "Трасса 60" - фантастическая поездка в альтернативную реальность Будущее наступило: 10 технологий, которые недавно казались фантастикой Десять главных страхов человечества в 2024 году
В Телеграм!