Жан-Поль Бельмондо и Ракель Уэлч в фильме "Чудовище" (1977)
Оригинальное название знаменитой комедии L'animal точнее было бы перевести как "Животное". Однако для советского проката "животное" прозвучало бы слишком вызывающе-брутально. Остановились на более нейтральном варианте - "Чудовище". Это была не единственная - и не главная! - метаморфоза с фильмом в СССР. Но об этом чуть позже... ведь именно по этой причине таких фильмов больше не снимают и вряд ли теперь снимут на Западе.
Кадр из фильма "Чудовище" (1977)
В СССР фильм пользовался большим и совершенно заслуженным успехом. Впрочем, как и большинство французских комедий той поры.
Во-первых, это и правда первоклассный представитель золотого века французской комедии, начавшегося в 50-х и продлившегося до 80-х. Блестящие сценаристы, актеры, режиссеры-комедиографы. В 70-80-х годах словосочетание "французская комедия" служило синонимом знака качества.
Жан-Поль Бельмондо и Ракель Уэлч в фильме "Чудовище" (1977)
Во-вторых, шикарный актерский дуэт в главных ролях. Бесподобный Бельмондо на пике актерской карьеры. И, конечно, редкая заморская птица - красотка-американка Ракель Уэлч. Такая непохожая на советских актрис, такая нездешняя. Фигуристая, спортивная, длинноногая. сексуальная. Да еще в соблазнительных нарядах, подчеркивающих ее яркую женскую привлекательность.
Ракель Уэлч в фильме "Чудовище" (1977)
В-третьих, "Чудовище", как и другие французские фильмы, - пресловутое "окно в Париж". Разве могли мы, зрители рубежа 70-80-х, даже мечтать, что все изменится и мы будем свободно ездить в Европу, гулять по рю де Риволи, подниматься на Монмартр, обедать в Латинском квартале? Все это было далеко впереди, а пока мы с упоением смотрели на парижскую жизнь и слушали такие чуждые и одновременно манящие слова типа "мэрия шестнадцатого округа".
Жан-Поль Бельмондо в фильме "Чудовище" (1977)
В-четвертых, герои картины - каскадеры. И поэтому зрители наслаждались кучей первоклассных трюков разных кино-жанров. Гангстерский ретро-боевик. Шпионский триллер с супер-автомобилем и катапультирующимся креслом. Экзотические приключения. Плащ и шпага. В одном из эпизодов Бельмондо как Тарзан, только в одежде, укрощает тигра (на съемках этой сцены Бельмондо, всегда сам выполнявший трюки, получил травму уха).
И вишенка на торте - потрясающий, снятый вживую трюк, когда Бельмондо "прокатился" на крыле летящего самолета. Все честно - никаких комбинированных съемок, "магии кино", дублеров. Вот самолет, вот Бельмондо, вот огромная высота и скорость -смотрите сами!
Жан-Поль Бельмондо в фильме "Чудовище" (1977)
Ну, и в пятых, ленту снял замечательный комедиограф Клод Зиди. 70-е - его лучшее время, "Чудовище" - одна из самых успешных работ. И, конечно, нельзя не упомянуть великолепную музыку доброго гения французской комедии Владимира Косма. В общем, все удачно сошлось в этом фильме.
Так почему же таких комедий больше не снимут?
Жан-Поль Бельмондо в фильме "Чудовище" (1977)
В советский прокат картина вышла в несколько урезанном виде, да к тому же русскоязычный перевод полностью изменил одну из главных сюжетных линий и самую пикантную комическую интригу фильма. .
Помните, в "Чудовище" Бельмондо играет две роли - каскадера-неудачника и капризную кинозвезду? Так вот в оригинале звезда Бруно Феррари - не просто трусоватый жеманный любитель жабо, рубашек и костюмчиков розовой и голубой расцветки. Феррари из оригинальной версии - открытый гей, к тому же персонаж пародийный, откровенно гротескный. Зиди и Бельмондо вволю потешаются над распространенным в шоу-бизнесе уже в то время типажом из "голубого лобби".
Жан-Поль Бельмондо в двойной роли в фильме "Чудовище" (1977)
В СССР, как известно "секса не было". Нас, школьников, и про традиционные сексуальные отношения особо не просвещали - что уж говорить о "нетрадиционных"? Возможно, зрители постарше и догадывались о подоплеке образа, но мы, юнцы, видели просто избалованную знаменитость, трюки которой исполнял мужественный дублер-двойник.
Посмотрев оригинальный фильм, можно оценить, насколько едко посмеиваются авторы "Чудовища" над представителем сексуального меньшинства! Да и "взаимоотношения" двух персонажей Бельмондо выглядят уже не так, как 40 лет назад в советском кинозале. Бельмондо-кинозвезда явно кадрит Бельмондо-каскадера!
Жан-Поль Бельмондо в фильме "Чудовище" (1977)
Отдадим должное чувству юмора и самоиронии Бельмондо. Стопроцентный альфа-самец, любимец женщин, ролевая модель для мужчин не побоялся предстать в роли манерного гея с макияжем на лице. И отыграть невероятно смешные сцены, в которых его герой как черт от ладана отбивается от притязаний гипер-эротичной Ракель Уэлч или наоборот игриво кокетничает с режиссером картины и брутальным дублером.
Ракель Уэлч и Жан-Поль Бельмондо в фильме "Чудовище" (1977)
А теперь попробуйте представить такой фильм сегодня! Да продюсеры придушат сценариста, принесшего подобный сюжет, прямо на месте. И дадут клятву не упоминать. что посмели прочитать хоть пару строк. Пошутил над "меньшинствами" - вон из профессии! Бойкот, травля в СМИ, а то и судебные иски обеспечены на 100%.
И это грустно. Скоро комедии превратятся в беззубые шутки про семейную жизнь, тещу и прочие "веселые" недоразумения. И тут не все ладно - пошутишь про женщин, получи от феминисток. Состришь про мужиков - могут в сексизме обвинить. Кажется, что зрителям остается только классика. Написал "классика" и подумал - вдруг не так поймут? Ты за "классику"? А как же нетрадиционные отношения? Сексист проклятый!
Отсюда
См.также:
10 самых опасных трюков Жана-Поля Бельмондо Комедия "Великолепный" - блестящая пародия на бондиану и не только Прощай Великий Актёр! 7 лучших фильмов с Жаном-Полем Бельмондо Как Жан-Поль Бельмондо попал из спорта на сцену и почему педагоги считали его безнадежным студентом? «Самая желанная женщина 1970-х» Ракель Уэлч - актриса, прославившаяся благодаря бикини
В Телеграм!