БТР - широко распространённый вид бронетехники. Бронетранспортёр оказался крайне полезной техникой и выполняет множество задач на поле боя, но при этом его постоянно критикуют. Главная причина тому - плохая защищённость, но всё зависит от конкретной машины. К примеру, разработчики БТР M2 Bradley немало постарались, чтобы сделать его более безопасным.
Американский БТР
БТР Bradley M2A1
Началом истории бронетранспортёра M2 Bradley можно считать 1960 год, когда был выпущен основной бронетранспортёр Соединённых Штатов M113. Изначально его делали максимально дешёвым, чтобы можно было легко продавать на зарубежных рынках. В итоге его выпустили в огромном количестве и продали в десятки стран по всему миру. Ещё одной особенностью было использование брони из алюминия (был и второй, более тяжёлый вариант). К тому же конструкторы попытались снизить массу бронетранспортёра и уменьшить нагрузку на силовую установку, которую вообще взяли от обычного автомобиля. Конечно, это сильно повлияло на защищённость M113. Через несколько лет эксплуатации военные прочувствовали на себе низкий уровень безопасности и захотели новый БТР.
Bradley M2A2.
В 1964 году военное командование открыло проект Mechanized Infantry Combat Vehicle, в ходе которого собирались разработать новый бронетранспортёр повышенной безопасности. Несколько производителей представили свои прототипы, и среди них выбрали ХМ701 от компании Pacific Car and Foundry. Работа над серийной моделью продолжалась вплоть до 1980 года, а в 1981 БТР M2 Bradley уже поступил в эксплуатацию. Правда, слишком массовым он не стал, поскольку его предшественник был проще и дешевле. Всего было произведено около 10 тысяч экземпляров в разных модификациях, причём купили M2 Bradley лишь несколько стран.
Bradley M3A4.
За время производства M2 Bradley претерпел большие изменения, хоть внешне это на бронетранспортёре почти никак не сказалось. Современный БТР имеет принципиально другую структуру, которая строится по модульному типу. Это значит, что путём простой замены модулей с вооружением и с разнообразным оборудованием можно радикально изменить возможности и назначение техники. Боевую машину производят до сих пор, оснащают её современными системами вооружений и высокотехнологичным оборудованием, благодаря чему «Бредли» стал незаменим на поле боя. Он получил мощную силовую установку, современную систему управления огнём и устройства прицеливания, может отслеживать несколько целей и довольно точно вести огонь на ходу благодаря системе стабилизации. M2 Bradley успешно использовали в нескольких военных конфликтах и на основе собранных данных вносили серьёзные усовершенствования. Последняя же версия, выпущенная весной 2024 года, получила обновлённую защиту.
Совсем не танк
Использование ПТРК.
Нужна ли защита бронетранспортёру - большая и сложная тема, вокруг которой до сих пор разгораются жаркие дискуссии. Относительно танков подобных вопросов не возникает, они просто обязаны иметь хорошее бронирование и разнообразные системы защиты, чтобы выполнять свою работу - уничтожать противника на переднем крае и вести штурмовые действия. С бронетранспортёрами, да и со всеми остальными аналогичными машинами, ситуация совершенно другая. Они не предназначены для прямого боестолкновения, а их роль на поле боя сводится к поддержке. Оснащённые разнообразным вооружением, бронированные машины могут успешно прикрывать пехоту и подавлять огонь противника, их используют для разведки, эвакуации и транспортировки личного состава. У этих машин имеется только лёгкое бронирование, но оно не защищает от более или менее серьёзного вооружения. В БТР Bradley именно эту проблему и попытались решить.
Всё дело в защите
Bradley M2 внутри.
Создатели «Бредли» прекрасно осознавали, что их детище имеет серьёзные недостатки и ограничения, поэтому сосредоточились на поиске нестандартных технических решений. Пример тому - противоминная защита и её обязательный атрибут, V-образный корпус. Он способен защитить от взрыва лишь до некоторой степени, но всё равно деформируется от мощной волны детонации, поэтому инженеры изменили подход. Во-первых, они расширили бронирование днища и закрыли им снизу весь БТР, насколько могли. К тому же размещённые внутри боеприпасы поместили в отдельный защищённый контейнер с термоизоляцией. До того момента боеприпасы лежали на полу, а во время подрыва на мине легко разлетались от удара, могли детонировать и в любом случае вызывали ранение экипажа.
Сгоревший БТР.
Инженеры создали собственную концепцию живучести, включив в неё буквально всю конструкцию бронетранспортёра. Сюда входило и бронирование днища, и защищённость крыши, и даже крепления кресел. Всё это прямо или косвенно влияет на сохранность машины и экипажа. К примеру, во время подрыва на мине энергия детонации деформирует и подбрасывает дно, а заодно и сидящего в кресле солдата, закреплённого ремнями безопасности. При этом солдат получает травмы от ремней и удара о потолок. Эту проблему решили при помощи дополнительной амортизации кресел. Ещё одной неизменной проблемой бронетехники является топливный бак, а точнее пожар после его пробития. Пообщавшись с авиаконструкторами, инженеры позаимствовали их опыт и установили топливные баки, пробоины в которых затягиваются сами собой.
Противотанковое оружие
Модернизированный Bradley M2A4E1.
Бронирование «Бредли» как было, так и осталось алюминиевым. Оно представляет собой сэндвич с заполнением из полиуретановой пены, что позволяет «разбить» кумулятивную струю в случае удара бронебойным зарядом. Для увеличения защиты при этом используются внешние стальные пластины, которые навешиваются при помощи штатных креплений. Правда, для полноценной защиты этого недостаточно. Такое бронирование может защитить разве что от стрелкового оружия и частично от осколков, но попадание чего-нибудь более серьёзного станет для бронетранспортёра фатальным.
БТР с дополнительной защитой.
Для защиты от выстрелов из ручных противотанковых гранатомётов и ПТУР бронетранспортёры в своё время получили динамическую защиту. От артиллерийских снарядов она не спасает, но помогает при попадании реактивной гранаты с кумулятивной боевой частью. Блоки динамической защиты реагировали на угрозу и производили направленный взрыв в сторону боеприпаса. Ими пользовались долгое время, а в 2024 году провели очередную модернизацию, и обновлённый Bradley M2A4E1 получил более эффективный защитный комплекс.
Башня Bradley M2A4E1.
Комплекс Iron Fist представляет собой пакет обновлений, предназначенный для замены уже имевшейся системы динамической защиты. Помимо новых модулей ДЗ, он включает в себя целый набор инфракрасных датчиков и радаров с охватом 360 градусов. Комплекс управляется интеллектуальной системой, она сканирует окружающее пространство и активирует защиту при обнаружении угрозы, после чего в сторону цели (ракета или противотанковая граната) выстреливается заряд шрапнели. Конечно, это не спасает от артиллерии, беспилотников и 30-миллиметровых автоматических пушек, которыми оснащается немалая часть современной бронетехники.
Отсюда
См.также:
Бронетранспортеры и БМП Танки «Абрамс» И БМП «Брэдли» в операции «Буря в пустыне» Десант на броне. Почему никто не доверяет отечественным БТР? Современные бронеавтомобили зарубежных стран Десятка лучших бронетранспортеров по версии Army Technology
В Телеграм!