И такое бывало. Советская военная техника, принятая на вооружение, но не ставшая массовой

Dec 01, 2024 10:33

СУ-100П



СУ-100П в Кубинке в 2015 году.

Работы по новой легкой самоходной противотанковой пушке начались в 1947 году. При создании ориентировались одновременно на немецкий «Ваффентрагер» (Waffenträger für 8.8 cm PaK 43 L/71 (Ardelt) и американскую легкую САУ M18 Hellcat. На первую имелась документация, а вторая исследовалась непосредственно - один экземпляр передали на УКБТМ. Конечно, ни о каком копировании речи не шло, но изучались примененные технические решения.



СУ-100П (Объект 105) в 1949 году во время испытаний.

В итоге было с нуля разработано новое гусеничное шасси. На него устанавливалась 100-мм пушка Д-50 (модифицированная Д-10Т), размещавшаяся на вращающейся открытой башне. Углы вертикальной наводки составляли от -5 до +35 градусов, сектор горизонтальной наводки составлял 155 градусов. Боекомплект - 50 выстрелов. Благодаря двигателю мощностью в 400 л.с. при массе порядка 20 тонн СУ-100П обладала выдающейся подвижностью.



СУ-100П во время повторных государственных испытаний в 1952 году

Первый опытный образец был построен еще в 1948 году, далее последовали многочисленные доработки и испытания. В итоге на вооружение САУ была принята только в начале 1955 года. В 1956-1958 годах было собрано всего 14 единиц, после чего выпуск прекратился. Усовершенствованную версию СУ-100ПМ, получившую ночные прицелы и ряд других улучшений, даже не начинали строить несмотря на успешное прохождение испытаний.



Улучшенная СУ-100ПМ приборами ночного видения и другими улучшениями

Из-за затянувшихся испытаний к моменту начала серийного производства СУ-100П устарела. Тогда уже активно создавались самоходные ПТРК, а противотанковая САУ, спроектированная по концепции времен Великой Отечественной, на их фоне смотрелась явным анахронизмом.



СУ-100П с башней повернутой вправо. Сзади можно рассмотреть укладку боекомплекта

Тем не менее, действительно удачное шасси, созданное конструкторами УКБТМ, не пропало даром. Позднее на этой базе создали САУ «Акация» и «Гиацинт-С», самоходный миномет «Тюльпан», минный заградитель ГМЗ-3, самоходную пусковую установку и станцию наведения ракет ЗРК «Круг», а также другие серийные и опытные машины. В общем, усилия не пропали даром.



САУ 2С3 «Акация»



Самоходный миномет 2С4 «Тюльпан»



САУ 2С5 «Гиацинт-С»



СПУ ЗРК «Круг»



Станция наведения ракет ЗРК «Круг»

Як-24



Як-24 в Монино в 2012 году.

Единственный советский серийный вертолет продольной схемы был создан в 1950-х в КБ Яковлева. Если конкретнее, то первый полет Як-24 совершил в 1952-м, а на вооружение принят в 1955-м. «Летающий троллейбус», как его позже окрестили в прессе, обладал высокими для своего времени характеристиками. На борт он мог принять до 30 экипированных десантников или до 3 тонн груза.



Як-24 в Торжке в составе единственного полка ВВС, получившего вертолеты этого типа

Кроме того, во время испытаний было установлено два мировых рекорда: подъем 4 тонн груза на высоту 2902 метра и 2 тонн на высоту 5082 метра.

Всего в 1956-1958 годах было выпущено порядка 40 вертолетов, после чего производство уже не возобновляли. Конструкторам так и не удалось побороть главную проблему машины - сильную вибрацию в полете. Она не только негативно сказывалась на самочувствии и здоровье экипажа, но и не лучшим образом влияла на элементы конструкции вертолета. В начале 1960-х на Як-24 начали находить трещины в фюзеляжах, после чего довольно новые вертолеты стали списывать.



Як-24К - вариант с салоном на 9 мест для перевозки высокопоставленных персон. Развития также не получил

Кстати, после неудачи с Як-24 вертолетное направление в КБ Яковлева закрыли.

СУ-122-54

История этой машины в целом повторяет историю СУ-100П. Самоходку на базе новейшего на то время танка Т-54 начали разрабатывать в 1948 году, а принятие на вооружение состоялось только в начале 1954-го. Если для нашего времени это довольно быстро, то в те годы такое затягивание могло привести к устареванию еще в процессе разработки и испытаний.



Су-122-54 на испытаниях. На этом образце пушка еще без эжектора

В лице СУ-122-54 (кстати, официально она называлась СУ-122, без «-54») армия получала мощное 122-мм орудие тяжелого танка на шасси среднего. При этом это была не обычная Д-25Т, а ее модернизированная версия Д-49, получившая эжектор для удаления пороховых газов из ствола и электромеханический досылатель для улучшения скорострельности. Боекомплект составлял 35 выстрелов с раздельным заряжанием. Помимо пушки, САУ была вооружена двумя 14,5-мм пулеметами КПВТ.



Серийная СУ-122-54 в Парке Победы в Краснодаре

Серийное производство велось небольшими партиями с 1955-го по 1957-й год, всего собрали 77 машин. Выпуск остановили из-за нехватки орудий и более не возобновляли. На фоне появления противотанковых ракетных комплексов и усиления вооружения танков, САУ с орудием в неподвижной рубке была приветом из прошлого. И дело не только в увлечении Хрущева ракетами, от такой концепции тогда отказывались во всем мире.



СУ-122-54 в Чехословакии в 1968 году

Тем не менее, СУ-122-54 оставались в строю где-то до конца 1960-х (успели, кстати, поучаствовать в операции «Дунай» в Чехословакии в 1968-м), а потом еще долго служили, но уже в других амплуа.

С них снимали вооружение и переделывали во вспомогательные машины. Например, в начале 1970-х семь машин переделали в ТОПы (тягачи обеспечения парадов), которые должны были эвакуировать сломавшуюся технику на парадах в Москве.



ТОП на параде 9 мая 1995 года на Поклонной горе

Часть бывших САУ переделали в машины технической помощи МТП-3. Еще некоторое число СУ-122-54 превратили в бронированные машины разминирования БМР-1. На них установили колейные тралы, дополнительный бронелист на днище, башню от БТР-60ПБ с пулеметами КПВТ и ПКТ, а также аппаратуру для постановки дымовых завес. Эти машины предназначались для Афганистана, где очень помогали при проводке колонн.



Машина технической помощи МТП-3



БМР-1 в Афганистане



Подорвавшаяся на мине БМР-1. Хорошо видно башню с пулеметами

РСЗО «Прима»

Если прошлые образцы не стали по-настоящему массовыми из-за своих недостатков, то в этом случае вмешалась политика и экономика. РСЗО «Прима», являющаяся глубокой модернизацией «Града», была принята на вооружение в 1988 году.



«Прима» на позиции

От своего предка она отличалась добавлением еще 10 направляющих (всего стало 50), которые еще и были удлинены под новые снаряды, а также добавлением в комплекс топопривязчика, радиопеленгатора, транспортно-заряжающей машины и средств автоматизированного управления. Благодаря нововведениям должна была серьезно вырасти боевая эффективность.



Направляющие. Обратите внимание на отверстия, которых нет на направляющих «Града»

Однако до распада СССР массовое производство развернуть не успели, а после 1991 года денег на продолжение выпуска уже не было. Небольшое число машин досталось Казахстану, где их можно иногда увидеть на парадах или учениях.



РСЗО «Прима» на параде в Астане

Продолжение следует...

Отсюда
См.также:

Самоходная пушка «Конденсатор-2П» (индекс 2А3, СССР)

Задолго до «Арматы». Отечественные танки с передним расположением двигателя

Неизвестный Калаш, Самые необычные инкарнации автомата

Future Soviet Tank: как США придумывали танки для СССР

«Редут»: неказистая машина, которая могла сама закапываться в землю


В Телеграм!

вертолет, танки, ссср, интересно, техника, оружие

Previous post Next post
Up