Ветеран рассказал про самолёт Ли-2
Воспоминания и отзывы ветеранов о технике, на которой им довелось воевать всегда интересны. Сегодня у нас рассказ Валентина Николаевича Белослудцева о беззаветном и надежном труженике неба транспортно-грузовом самолете Ли-2. Этот самолет в годы войны возил людей и грузы не только в тылу, но и за линией фронта, снабжал партизан, с него сбрасывали диверсионные группы и войсковые десанты. После небольшого переоборудования его использовали и в качестве бомбардировщика.
Воевать Валентин Николаевич начал стрелком-радистом на бомбардировщике СБ. Однако вскоре его переводят в авиаотряд, созданный из летчиков ГВФ, и у которого была потребность в стрелках-радистах. Так он попал на Ли-2. Летал сначала стрелком, а немного позже переучился на штурмана.
По воспоминаниям ветерана служба в этом отдельном отряде Северного флота началась с практически ежедневных рейсов из Архангельска в Мурманск и обратно. Один вылет в день, больше посто не получалось. Слишком большое расстояние, летали через Кольский полуостров и Белое море. В Мурманск самолет летел загруженный обычно боеприпасами, на обратном пути забирали тяжелораненых (помещалось полтора десятка человек) и везли их в госпитали Архангельска.
Как рассказывает Валентин Николаевич, и туда и обратно шли на бреющем полете. В то время у немцев было подавляющее превосходство в воздухе и немецкие истребители охотились на транспортников. Особенно их много было над Кольским полуостровом. Выручало только мастерство летчиков, все они в ГВФ имели огромное количество часов налета, пилотировали прекрасно и шли буквально по верхушкам деревьев. А поскольку самолеты были камуфлированы, на сверхмалой высоте удавалось проскочить незамеченными.
Впрочем, один самолет из отряда немцы все-таки сбили. Ли-2 с ранеными только успел взлететь, как на него сверху свалился немецкий истребитель и расстрелял его из пулеметов. Летчикам удалось посадить горящий самолет на склон сопки, и все остались живы, даже лежачие раненые. Ветеран запомнил, что спасла их сопровождавшая медсестра:
«Там была медсестра, Лида Томилова, как сейчас помню, молоденькая девушка, лет 18-19, наверное. Самолет горит, экипаж сначала от него отбежал, а эта девушка начала вытаскивать лежачих раненых. Вытащила всех, никто не погиб. За этот подвиг она была награждена орденом Ленина. Помню, даже в газете «Правда» была статья под заголовком «Северная героиня». Подвиг этой девушки был отмечен. За все полеты у нас была одна такая потеря самолета» рассказал Валентин Николаевич.
Ли-2 на полярных аэродромах.
По-настоящему воевать и вступать в бой с немецкими истребителями довелось, когда отряд был переведен на Карельский фронт и включен в состав 7-й воздушной армии. Снабжали партизан, забрасывали в Финляндию разведчиков.
Запомнившихся эпизодов очень много, но наиболее отложившиеся в памяти касаются боевых вылетов на бомбардировки тылов врага. Когда немцы стали бомбардировать Архангельск, командование поставило им эту задачу, так как специализированной дальней бомбардировочной авиации в составе фронта не было. Летали до Швеции.
«Самолеты были переоборудованы под дальние ночные бомбардировщики, вешали нам четыре бомбы по 250 кг, то есть брали 1000 кг бомб на внешнюю подвеску. Самолет был оборудован тогда четырьмя пулеметами: один, неподвижный, впереди у летчиков, один (крупнокалиберный пулемет Березина) - на периле сверху, еще два - в хвосте, справа и слева. Вот так транспортный самолет Ли-2, тогда ПС-84, превратился в самолет-бомбардировщик Ли-2» вспоминает ветеран.
Ли-2НБ
Ночным его назвали потому, что днем этот самолет становился легкой добычей немецких истребителей. Скорость немногим больше двухсот километров в час, а с бомбами на внешней подвеске падала до ста восьмидесяти. Поэтому летали только ночью и бомбили с высоты около трех километров.
Действовали, впрочем, вполне успешно. Валентин Николаевич вспоминает, что в первый вылет на на порт Оулу в Ботническом заливе (на другой стороне Финляндии), зенитки молчали. Финны просто не ожидали, что их могут достать и там, они считали, что таких дальних самолетов у Карельского фронта просто нет это было их роковой ошибкой.
Потом было много вылетов, Финляндию исходили вдоль и поперек. Бомбили и узловые железнодорожные станции и крупны военные заводы. Ветеран вспомнил удачный вылет, когда после четырех 250-ти килограммовых бомб, сброшенных на один завод, разгорелся такой пожар, что зарево они видели по дороге домой еще сотню километров.
Но теперь их уже встречали массированным зенитным огнем. Малокалиберная зенитная артиллерия им была особо не страшна, не доставала, а вот от крупных калибров осколки прилетали частенько. Ремонтировались и опять летали. Характерно, что многие самолеты списывались по износу, но вот с Ли-2 такого никогда не было, за высокую надёжность его очень любили.
«хороший был самолет, надежный. Это был американский самолет ДС-3, лицензию на него перекупили где-то в 1936-м году, начали производить у нас. Производить начал Химкинский авиационный завод, в Химках был тогда, 84-й авиационный. Поэтому его назвали уже не ДС-3, как американские, а по названию и номеру завода, ПС-84. Потом этот самолет, когда стало не хватать дальних бомбардировщиков, приспособили как ночной бомбардировщик. И даже Гризодубовская дивизия дальней авиации летала на самолетах Ли-2», отдает должное самолету Валентин Николаевич.
К этому остается добавить, что ветеран абсолютно прав, Ли-2 был действительно превосходным самолетом, надежным и неприхотливым. Доказательством может служить тот факт, что в Советском Союзе он выпускался почти полтора десятка лет, с тридцать девятого по пятьдесят третий. А служил гораздо дольше, последние самолеты сняты с регулярных пассажирских рейсов в середине семидесятых, а отдельные экземпляры продолжали летать практически до наших дней.
Отсюда
См.также:
Военно-транспортный самолет Ли-2 Стелс Второй мировой. Почему У-2 был самым эффективным советским самолётом? Пять знаковых отечественных гидросамолетов «Хлебницы Молотова». Советские авиабомбы 10 лучших бомбардировщиков.
В Телеграм!