Как советский лётчик умудрился совершить первый в мире реактивный таран

Nov 23, 2024 13:29




После окончания Второй мировой войны и освобождения Китая от японских оккупантов участие советских лётчиков в боевых действиях не прекратились. 25 июня 1950-го года началась война в Корее, в которой Сталин поддержал коммунистическое правительство Ким Ир Сена. В ней активное участие, вместе с китайскими добровольцами, приняли наши лётчики. Тогда же произошёл первый в мировой истории таран реактивного самолёта. Некоторые считают, что произошло это случайно. Так ли это? Разберёмся в данной статье.

Против северной Кореи была брошена вся мощь американской авиации, освободившейся после окончания 2-й мировой войны. У корейцев было лишь несколько устаревших самолётов, а их союзники китайцы так же не могли оказать серьёзную поддержку. Именно по этой причине советским правительством было принято решение перебросить в Корею знаменитую 324-ю дивизию истребительной авиации легендарного аса Ивана Кожедуба. В декабре 1950-го года она прибыла в КНР, где расположилась на аэродроме Донгфаяйен.



Предполётный инструктаж, Китай, 1950 г.

В составе этой дивизии находился 176-й полк истребительной авиации, в котором служил Серафим Павлович Субботин. Именно он 18 июня 1951-го года на своём МиГ-15 совершил первый в истории таран реактивного американского самолёта F-86 «Сейбр». Во многих источниках пишется, что за этот подвиг лётчику было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. Однако это не совсем так.

Как правило, представление к званию Героя Советского Союза производилось после 10 сбитых самолётов. До июня 1951-го года Серафимом уже было сбито 9 крылатых машин США. Среди них уже было 3 истребителя F-86 «Сейбр», 2 истребителя F-84 «Тандерджет», 2 бомбардировщика В-29 «Суперфортресс», истребитель F-80 «Шутинг Стар» и австралийский «Метеор». Многие пишут, что после этого ему вовремя подвернулся F-86 «Сейбр». Однако до этого Субботиным уже был сбит и 10-й самолёт - американский бомбардировщик В-26 «Инвайдер». Но подтверждение этой воздушной победы пришло уже после событий данной статьи.

Таким образом, наш пилот даже без этого тарана должен был быть представлен к званию Героя СССР. Однако таран реактивного самолёта - сам по себе случай уникальный, именно после него советский лётчик получил широкую известность дома и других странах мира. Однако я напомню, что некоторые исследователи считают, что это событие произошло совершенно случайно. Что же случилось на самом деле 18 июня 1951-го года в небе Кореи?



Асы 176-го Гв. ИАП 324-ой ИАД.

Истребительный 176-й полк Субботина располагался на аэродроме Аньдун. Именно оттуда 18 июня 1951-го года по тревоге было поднято 8 Миг-15, которые вступили в бой с 16 F-86 «Сейбр». Лётчику удалось сбить одного «американца», но затем его машина получила поражение в область двигателя. Кабина пилота заполнилась дымом и была забрызгана маслом. Серафим принял решение катапультироваться. Ему нужно было притормозить самолёт и открыть верхний фонарь кабины, для чего были выпущены тормозные щитки.

В этот момент в хвостовую часть Миг-15 на полном ходу врезался F-86. Корпус нашего изделия оказался крепче, а «Сейбр» просто развалился на части. Серафим катапультировался и успешно приземлился, а американскому лётчику не повезло - капитан Уильям Крон погиб. Первый в мире реактивный таран наблюдали как наши пилоты в небе, так и наземные службы. Так что он был объективно зафиксирован, как 10-я победа Субботина. После этого и поступило представление советского лётчика к высокому званию Героя СССР.

"Левым разворотом перевернулся колесами вверх и увидел, как ведут огонь два самолета противника. Попали. Прекратилась тяга. Дым в кабине… На мне масло. Плохо видно приборы, землю. Понял - без катапультирования не обойтись!"

Отрывок из мемуаров героя.



Американские F-86 на аэродроме в южной части Корейского полуострова.

Всего за время корейско-американского конфликта герой статьи совершил 95 боевых вылетов на Миг-15, провёл 48 воздушных боёв и уничтожил 11 самолётов США. В том числе он участвовал в самой провальной американской военной операции 12 апреля 1951-го года, получившей название «Черный четверг». В результате сражения было уничтожено 12 бомбардировщиков и 6 истребителей противника. Ещё 5 крылатых машин были подбиты и не смогли вернуться утонув. При этом один бомбардировщик В-29 «Суперфортресс» и один истребитель F-80 «Шутинг Стар» были сбиты Субботиным. Советские пилоты вышли из боя без потерь!

Корейская война закончилась 27 июля 1953-го года. США пришлось признать поражение, однако СССР и КНР позволили «по доброте душевной» сохранить проамериканский режим на территории, что сейчас зовётся Южной Кореей. Всего в воздушных битвах советскими пилотами было сбито 1106 американских самолётов, среди них 650 F-86 «Сейбр», которые до этого считались непобедимыми. На тот момент это почти половина всего воздушного флота США. Наши потери в конфликте составили 335 машин, то есть примерно 1:3 по сравнению с американскими. И это только официальные данные - в некоторых источниках встречаются цифры потерь США в 2000 самолётов и даже больше.



Герой повествования на фоне реактивных МиГ-15.

После окончания Корейской войны Серафим Павлович стал помощником командующего 176-м истребительным полком. После этого он поступил в высшую Военно-воздушную Академию, которую окончил в 1956-м году. Далее он стал командиром 66-го полка истребительной авиации 238-й авиационной истребительной дивизии в Баку. В отставку он вышел в августе 1973-го года в звании полковника.

(с)
См.также:

Русский приём воздушного боя, который испугал люфтваффе: тараны

Семь необычных воздушных боёв

Война в Северной Корее жестоко прошлась по судьбе Бориса Сокольникова

МиГ-15 - лучший истребитель Корейской войны

Анатолий Левченко - "Афганский Гастелло"


В Телеграм!

сражение, корея, самолеты, авиа, интересно, война

Previous post Next post
Up