Как известно, Москва - порт пяти морей! ;)) Это уже стало привычным и неудивительным. А в море, если приглядеться, ходят не только корабли! Но и подводные лодки. Есть одна и в Москве. Ну, может, в Москве она и не одна, но дислокация этой была по счастливому случаю раскрыта на северо-востоке Москве в
Музее истории ВМФ России. Пока лодка не скрылась в песках Кара-Кумов, мы решили быстренько её посетить и поехали в Северное Тушино.
Большая дизельная подводная лодка Б-396 (она же "Сом", для НАТО она же известна как "Tango" ) действительно большая - длина 90 м! Управляется с лодкой экипаж около 80 человек.
Ход под водой обеспечивают 3 бесшумных электромотора, общей мощностью 5700 л.с., поэтому бОльшую часть нижней палубы занимают аккумуляторные батареи. В надводном положении лодка рассекает волны под действием трёх дизелей такой же мощностью. За 8-12 часов хода на дизеле подзаряжаются аккумуляторы, заправляются ёмкости со сжатым воздухом для дыхания - и подводный крейсер вновь готов к погружению и выполнению боевой задачи.
Подводная лодка Б-396 ("Б" - значит, "большая") была построена в 1980 году на заводе "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде и 18 лет верой и правдой прослужила Северному Флоту России в Атлантике, у побережья Африки, на Средиземном, Баренцевом и Норвежском морях.
Более двух лет с 2001 по 2003 гг. лодку превращали в музей, демонтируя оборудование, расширяя проходы, проводя освещение и крася интерьер в светлые цвета. То, что сделали с боевой подводной лодкой, евроремонтом назвать нельзя, но теперь во всех отсеках можно беспрепятственно проходить и женщинам, и детям и даже высоким дядькам, практически не нагибаясь.
Через прорезанные в хищном боку распашные ворота входим внутрь, одеваем синие бахилы - и сразу попадаем в торпедный отсек.
Через торпедные аппараты (на лодке их 6) не только выпускают торпеды, они также служат аварийным выходом для экипажа - по два человека моряки в гидрокостюмах заползают в аппарат, он заполняется водой, и вместо торпеды они спешно покидают лодку.
Крышки выкрашены в патриотический триколор.
Торпедные аппараты к пуску готовы! Глубоководный костюм российского моряка-подводника
Торпеды весом ок. 2 тонн загружают через наклонный люк по одной. И затем размещают по обоим бортам лодки. Здесь же расположен запасной колодец спуска в лодку.
Для этого в отсеке имеется мощная лебёдка, устройство быстрого заряжания торпед и ещё масса каких-то приборов, в т.ч. показывающих исправность/неисправность по видам изделий военного назначения.. ))
Во всех отсеках лодки под потолком можно увидеть трубы с двумя голубыми полосками. Их берегут, как зеницу ока, ибо именно по ним в отсеки подается воздух.
Сейчас во всех отсеках лодки очень светло и нестрашно. В реальных же походных условиях для экономии электроэнергии в каждом отсеке горят лишь несколько тусклых лампочек. В такой тьме моряки наощупь учатся находить всё на на своих местах. Поэтому и мобильники в походе не в чести, а телефон прикручен к стене.
Также между отсеками нет двухметровых дверных проёмов, а лишь герметичные люки, в случае необходимости предотвращающие соседние отсеки от затопления.
Если такой люк твои боевые товарищи в шутку закроют перед твоим носом на пару суток или ты в темноте потеряешь ключи, то общаться можно через стеночку, выстукивая слова по буковкам. Учить таблицу наизусть необязательно - она закреплена на каждом люке, да и меняется периодически в целях сохранения конспирации.
Дальше идет жилой (он же аккумуляторный) отсек с каютой командира лодки, каютой врача (только эти двое имеют отдельные помещения), кают-компанией, которая при небходимости превращается в операционную. Всё очень аскетично, но всё необходимое для дальних походов присутствует.
Центральный пост - капитанский мостик - центр управления подводной лодкой, но управляет движением лодки, оказывается, не командир, а штурман. Командир может стоять рядом и контроллировать процесс, отдавать приказы.
Джойстики задают положительный или отрицательный наклон лодки при всплытии / погружении, а также повороты при изменении курса. Здесь же расположен центральный вертикальный колодец из верхней рубки. Через него вся команда спускалась внутрь, после чего верхняя рубка заполнялась водой - все возможные полости должны быть заполнены водой.
Здесь же расположены системы заполнения (при погружении) и продувания (при всплытии) балластных цистерн сжатым воздухом. Всем известные кингстоны - это большие клапаны, регулирующие заполнение балласта.
В следующем жилом/аккумуляторном отсеке очень просторно - можно походить, разглядывая экспонаты музея подводной тематики, посмотреть мультик о торпедной атаке, изучить макет лодки в разрезе.
Из жилого отсека можно перелезть в дизельный через настоящий люк, совсем не расширенный для туристов)) В дизельном отсеке жара под 80, копоть и сущий ад! Смена 2 дизелистов длится всего 2 часа, зато у них есть возможность принять душ, правда, на усмотрение командира..
И перед выходом в кормовой части лодки еще один жилой отсек, многоярусные кровати из которого не убрали, т.к. туристам туда входа нет - только посмотреть! Рядом - спасжилеты и круги.
В целом часовая служба в замкнутом пространстве прошла удачно, но вынула много сил - захотелось к свету, солнышку и к камбузу! ))
На улице мы понаблюдали издалека (ближе не пускает охрана)
экраноплан "Орлёнок" , обнаружили неразминированную торпеду, выдвижные антенны и перископ, спасательный буй, плавающую антенну, военно-морской сарай, где скрыто самое ценное.
Мы помахали Северному речному вокзалу и покинули Музей истории Военно-морского флота.
На прощанье рында подводного крейсера звучно огласила окрестности, приглашая посетить
этот удивительный музей ещё раз.