К 210-летию со дня рождения и 140-летию со дня смерти
Славянский вопрос достаточно подробно рассматривался поэтом, мыслителем и дипломатом Ф. И. Тютчевым в той части его наследия, которая включает 20 стихотворений; кроме того, ему посвящены три из семи тютчевских работ политического характера. Примечательно не только это, важно само ощущение значимости новых форм концентрирующейся вокруг этого вопроса политики; эти формы не могут в принципе исчезнуть и в самые сложные времена, а сейчас - в ходе глобализации и сопутствующих ей ожесточенных национальных столкновений - востребованы как никогда.
Тютчев решал славянский вопрос в духе консервативной утопии, предполагая возможность единения западных и южных славян под властью православного царя. Уже в ходе его деятельности как дипломата было видно, что эти народы вряд ли удовлетворятся такой перспективой. Тем более что представители других направлений общественной мысли, например М. А. Бакунин, А. И. Герцен, М. П. Драгоманов, предлагали разумную альтернативу такой конструкции - федерацию славянских народов, устроенную на началах демократизма.
Интересны ли его идеи, в меньшей мере реализовавшиеся, чем проекты А. И. Герцена и М. П. Драгоманова сегодня?
На первый взгляд - нет. А учитывая взаимные обиды Польши и России, непрекращающиеся ламентации более уже не существующей Чехословакии и ее оккупации в 1968 году, импульсивное непостоянство в отношениях с Болгарией, вечные взаимонепонимания в дружбе с Югославией (и в 1948-м, и в 1960-х, наконец, в 1999 году), проекты Тютчева предстают неразрешимыми, как квадратура круга: ведь близкие душе поэта и дипломата имперские идеалы практически похоронены.
Однако обнаруживаются новые мыслепостроения и проблемы, требующие более значимого расширения умственных горизонтов, и прозрения Тютчева здесь оказываются нелишними.
Читать полностью:
http://svom.info/entry/341-vostok-zapad-i-slavyanskij-vopros/