Думаю , наверняка , в той или иной мере каждый сталкивался в различных произведениях с сюжетом , когда прилетали какие-нибудь инопланетяне и оставляли свои технологии на Земле. В одних сюжетах вместе с технологиями оставался технический персонал , который обслуживал это «железо» для того , чтоб люди им пользовались ( у Лукьяненко в этой тематике есть ряд сценариев) , а в других оно просто оставлялось (как у Стругацких в Сталкере) и становилось ЗОНОЙ , где людей ожидали всевозможные опасности .
Неким мотивом к написанию этого эссе стал некий тренд в ожиданиях , в котором счастливое человечество начинает массово пользоваться 3-D принтерами , а индустриальное производство отмирает. Подобные настроения я встречал на различных семинарах , где достаточно профессиональные в свое специализации организаторы на этих суждениях предлагали свои сценарии будущего и стратегии деятельности в рамках этих сценариев , как вариант - индустрия умирает , а возникает нео- ремесленничество. А так же в рассуждениях различных аналитиков и авторов.
Дело в том , что для анализа столь сложных изменений в структуре социо-инженерной матрицы общества людей необходимо учитывать следующее:
1. 3-D принтеры ещё крайне далеки от уровня повседневного бытового использования. Понятно , что скорость протекания социальных процессов неимоверно ускорилась и изменения в них происходят практически ежесекундно , но уровень технологий так быстро не меняется. Для массового внедрения технологий необходимы рынки , которые , поглощая издержки внедрения новых технологий , постепенно делают их всё дешевле и дешевле , сводя их внедрение до хозяйственно-бытового уровня. И тут необходимо ответить на один вопрос: - Рынки растут , имея возможность поглощать издержки внедрения новых технологий (нет мирового кризиса), или рынки сжимаются (мировой кризис есть) ?
2. При всей простоте идеи 3-D принтера его эксплуатация (даже во всевозможных фантастических романах) требует нешуточных знаний. А у нас болонский процесс в образовании - учить людей всему о «не о чём». Т.е. человек в рамках доктрины нео-ремесленничества должен , имея представление обо всём (!?! Болонский процесс в образовании) , в своей повседневной деятельности создавать на специальном приборе ВСЁ. Нет, неким образом я бы не был столь категоричен , если бы до сих пор существовала образовательная система СССР , заточенная на воспитание Человека-Творца. Но эта система была частью некого онтологического замысла ,
издержки практического реализация которого его же и похоронили.
Как-то , так...