Счастливый процент

May 08, 2011 01:35

Преамбула

Обычно всякие там математические, программерские и прочие наборные знаки живут весьма скучной жизнью. Используются себе в специально отведенных местах, особо сильно не высовываются и не подвергаются всяческим дизайнерским извращениям. Но есть у этого правила исключения. Например, амперсанд символизирует иностранность, а собачка - все, что хоть отдаленно относится к интернету.  
Самая интересная судьба у символов этого ряда наблюдается у знака процента - %. В последнее время он стал почти таким же символом наживы, как знак доллара - $, который, как известно, уже давно является коротким, но ясным визуальным воплощением всех возможных жилых и не только благ.
Занятно, что знак процента используется в разных значениях, которые можно определить только исходя из контекста. Судя по всему, этот знак является ключевым сигналом для людей, желающий обрести доход путем преумножения имеющегося состояния либо экономии на тратах. Поначалу знак процента сопровождал цифры, но затем он вырвался из этих оков и пустился в свободное плавание. И его шествие является поистине триумфальным.

Вклады
Первое значение знака в современной визуальной коммуникации - это ставки по банковским вкладам, доходность. Если посмотреть на витрины банковских отделений, то можно увидеть, что многие из них украшены волшебными знаками %, причем далеко не всегда они сопровождают цифры. Не обошла эта тенденция и банковскую рекламу. Что характерно, здесь этот знак зачастую оформляется весьма художественно, перед нами предстает не просто математический знак, а всякие разные предметы, напоминающие манящий символ обогащения. Например, в рекламе вкладов банка «Глобэкс»:


Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках
Проценты начинают обладать своими особыми свойствами, с ними можно проводить разные манипуляции, их становится возможным выживать. Что только не увидишь в волшебном мире рекламы. Очень оригинальна моя любимая реклама «РусьБанка»:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Логограмма % уже давно употребляется в составе текста как замена слова «процент». Не миновала эта тенденция и рекламу, где этот знак не только выполняет семантическую функцию, но и служит дополнительным визуальным украшением всего рекламного текста. Например, реклама «Абсолют Банка»:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Здесь наш любимый знак % не только позволяет сэкономить печатные знаки, но и дополнительно показывает всю прелесть этого банковского предложения, ведь % - это не просто «процент», а «высокий процент», «выгодная ставка», «привлекательные условия». Данный вывод читатель этой рекламы должен почерпнуть из своего предыдущего опыта, вспомнив многочисленные вывески на витринах банковских отделениях.

Скидки

Второе популярное значение знака - это, конечно же, скидки. Чтобы убедиться в популярности знака процента в данном толковании, достаточно посетить любой торговый центр в период распродаж. Собственно, знак и слова «скидки» (или английский вариант sale), «распродажа» нередко соседствует, что, по большому счету, является плеоназмом:


Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

В рекламе достаточно поместить волшебный знак рядом с названием магазина или его логотипом, чтобы все поняли: у них там скидки, пора бежать на распродажу:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Упускать этот момент нельзя:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

(здесь % собственно и означает «распродажа», а ловля на крючок символизирует поиск дешевых товаров).
В художественном отношении «скидки» не так разнообразны, как «ставки», и шедевров, подобных «кексам», «зефирам» и «апельсинам» среди «скидочных процентов» я не обнаружил. Хотя выразительные знаки все же встречаются:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Зато способов их оформления на витринах и внутри магазинов можно увидеть сколько угодно:


Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Не только хорошее

«Процент» - это не всегда хорошо. Ведь всякие там комиссии, штрафы и прочее тоже иногда рассчитываются в процентах. Так почему бы не использовать знак % в роли визуализатра, например, комиссии? Яндекс тоже так подумал, да так и сделал:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Все это хорошо, но только теперь этот знак в самостоятельном употреблении в сознании зрителей способен вызывать не только положительные, но и отрицательные коннотации, чему вряд ли обрадуются банкиры и продавцы. Но это уже их проблемы.
Кстати, некоторые различают проценты и комиссию. Я так и не понял, по каким признакам это делается:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Жизнь знака

Яндекс выдает просто чудные примеры использования знака:


Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

Судя по всему, скоро процент начнет самостоятельно выполнять разные действия. А что, доллар с евро уже вытворяют:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

(упс), так почему же это нельзя сделать проценту?
Улыбаться он уже начал:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Ждем от него более активных действий.

Графика, визуальная коммуникация, реклама

Previous post Next post
Up