Часто читал отзывы, в которых ЕГЭ сравнивают с градусником. Потому что градусник не лечит, хотя родители, убеждая маленьких детей измерить температуру, говорят, что благодаря градуснику быстрее выздоровеешь. ЕГЭ - тоже лишь измеритель.
Но, скажем, содержание математического образования в школах формируется благодаря кодификатору ЕГЭ (перечню тем), банку аттестационных заданий по математике («единому задачнику»), процедурам и регламентам ЕГЭ. Что обеспечивает единство образовательного пространства при изучении математики без всяких единых учебников. Ректор МПГУ Алексей Семенов, например, убежден, что ЕГЭ оказал положительное влияние на школьное математическое образование.
При всём этом ЕГЭ справедливо критикуют за то, что учителя «натаскивают» детей, решая с ними типовые задания из сентябрьской ежегодной демонстрационной версии. Тупо и безальтернативно. И что касается таких предметов как история, литература, родной язык, такой подход категорически неприемлем, поскольку убивает в детях самое главное - любовь к знаниям, увлеченность, любопытство, стремление к самостоятельному развитию в выбранном направлении. Ведь многие из нас на своём опыте убедились, что в школе историю подают как скучную дисциплину, сочетающую в себе огромное количество сухих фактов и массу дат, которые совершенно нереально запомнить. В то время как эта наука в подлиннике представляет собой увлекательнейшее путешествие в древние и отдалённые цивилизации, которые уникальны и отличны от нас по всем аспектам - да это всё равно что на марс слетать!
Возвращаясь к ЕГЭ, который уже несколько лет является не только выпускным в школе, но и единственным вступительным в ВУЗы, скажу, что это не более чем упрощение, которое в последнее время поглотило всю нашу культуру: от обиходного языка до кинематографа и этикета. Более чем уверен, что, если бы Царско-Сельский лицей или Славяно-греко-латинская академия в своё время практиковали подобные методы проверки знаний, наш язык до сих пор изобиловал бы ятями. Хотя лично я по ним немного скучаю.
Конечно, система позволяет избегать коррупции, особенно при поступлении в высшие учебные заведения и упрощает систему поступления в ВУЗы для абитуриентов, живущих в других городах. Но опять-таки это потакание инфантилизму и привязанности к отчему дому, а также никак не способствует обретению столько ценного в наше время качеству «стрессоустойчивости». У нас и без того общение людей сведено к минимуму, мы закупаемся в супермаркетах, мы переписываемся вконтакте, сидя за соседними столами, да к тому же ещё сдаём письменный экзамен компьютеру.
ЕГЭ потенциально ведет к признанию российских школьных аттестатов заграницей, так как система этого экзамена схожа с системой выпускных экзаменов в других странах. Ну отлично, а теперь вспомните: было ли хоть в одной стране такое же образование, как получали наши великие поэты, физики, полководцы? Это навязанное стремление, чтобы всё было «как у них». Просто они умеют подать себя, а мы как ивашки-дурачки ведёмся, и, надо сказать, уже деградировали в этом стремлении подражать до крайности.
Короче говоря, товарищи, давайте сдавать математику как точную науку компьютеризированными точными способами, а гуманитарные науки (Гуманитарный - обращённый к человеческой личности, к правам и интересам человека, см. также гуманизм, гуманоид, гуманный) - гуманными и гуманитарными способами.