Хамство - болезнь, передающаяся по наследству

May 10, 2016 16:44

Всемирная информатизация. Свобода слова. Отсутствие цензуры. Замечательные явления современности, делающие общение наших продвинутых детей не знающим расстояний и преград, простым донельзя и… убогим. Наши отцы и деды бережно хранили и передавали нам мудрость и красноречие великих литераторов и мыслителей, однако нынешнее поколение в большинстве своем форме слов предпочитает их содержание, от которого «Пушкин нервно курит в коридоре». Причем судить подобным образом берутся те, кто с произведениями Александра Сергеевича знаком лишь по школьной программе. Как это ни прискорбно, наши потомки уже не будут знать, что представляют собой «дама», «сударыня» или «барышня», зато прекрасно усвоят, кто такая «телочка», «фикса» и «герла».
Теория ста рукопожатий нашла ярчайшее своё подтверждение во всемирной информационной сети, сегодня элементарно завязать знакомство, узнать едва ли не из первых рук новости и слухи не только своего города, но и целого мира. Куда уж там печатным изданиям и сарафанному радио - всё есть на страницах социальных сетей, блогов, интернет-изданий и форумов. Всё, кроме грамотности, продуктов классического ораторского искусства, красоты и культуры речи - это редкие гости на экранах компьютеров наших детей. Чего греха таить, даже школьные и вузовские преподаватели (и практикующие в том числе) начинают писать «ЛОЛ» и «медвед», постепенно переводя настоящий русский язык в разряд «динозавров». Вспоминается Джордж Оруэлл и «плюс плюсовой» - определение, которое настойчиво предлагал один из героев его романа «1984» вместо устаревших «великолепный» и «отличный». Классик предсказал будущее языка с удивительной точностью: сегодня уже в обиходе универсальные «няшные» «окэ», «зачот» и «+1».
Если окинуть происходящее по-гомеровски - сверху, то становится видно, что Интернет - это не только сила и удобство, но и огромная угроза. С его помощью ничего не стоит постепенно лишить народ его языка - одного из непременных условий существования самостоятельного государства, его культуры и традиций. А между тем, наши дети буквально живут в Интернете. Одна из популярных цитат на страницах социальных сетей: «Когда пропадает интернет, можно погрузиться в свои мысли и серьёзно подума… а нет, всё, включили!»
Издревле русский язык был очень разнообразен, мелодичен, изящен, почти каждая его единица имела богатый синонимический ряд и палитру стилистических оттенков. Форма слов была накрепко связана с содержанием, а порой даже стояла на первом месте - в стремлении наших предков к эстетике. В 20 веке мы стремимся свести все это богатство к минимуму - якобы за ненадобностью. Без сожаления выбрасываем в мусорку слова-архаизмы (не путайте с историзмами, которые исчезли из обихода вместе с вещами, которые обозначали). А между тем немецкий учёный-языковед Вильгельм фон Гумбольдт, а вслед за ним американские лингвисты Сепир и Уорф наглядно доказали нам, что человеческое мышление самым прямым образом зависит от количества и качества слов, в которые он имеет возможность облекать свои мысли. (Например, чукчи различают десятки разновидностей снега, и у них существует название для каждой из них, а мы их не отличим друг от друга просто потому, что для нас «снег» - это только «снег»). Иными словами, наш язык определяет нашу картину мира и полноту его восприятия. Чем богаче язык, тем красочней, разнообразней и прекрасней жизнь вокруг. Действие слов на наше восприятие хорошо доказывает случай в лондонском метро, о котором когда-то писали газеты. Таблички на дверях, гласившие "Выхода нет", по совету социологов заменили табличками "Выход рядом", что на несколько процентов понизило число самоубийств в Лондоне. Одно слово, а какие последствия!
Такова природа человека, что ему необходимо вешать ярлыки на предметы и явления окружающего мира, иначе - не названные - они не укладываются в нашей голове. Стоит появиться чему-то новому, и оно немедленно порождает и своё имя (а иногда имя даже опережает рождение предмета). Яркое тому подтверждение - детское словотворчество. Звуками и слогами, целыми словами дети стараются зафиксировать в голове то новое, что увидели и узнали. «Ава» - это собака, «ах» - это красивый цветок», «ррррыка» - это заведенная машина. Затем ребёнок начинает различать разные цветы и цвета, породы собак и то, что они бывают большие и маленькие, лохматые и гладкошерстные. Стремясь к взаимопониманию, подрастающий человечек учит все новые слова, чтобы передавать свою мысль точнее.
Но постойте: зачем же такие сложности, если можно сказать «зачотный песик» или «отстойная псина»? А потом одеваться в мрачные оттенки, слушать депрессивную музыку и страдать от того, что тебя не понимают. Русский теоретик языка Александр Афанасьевич Потебня говорил о том, что никто из рода человеческого не способен понять собрата просто потому, что один, говоря о столе, представляет себе круглый и дубовый, а другой услышит и нарисует в голове образ простейшего металлического столика. Да, невозможно взять и вложить свою мысль в сознание собеседника, но в нашей власти рассказать о ней максимально подробно и красочно. А вышеупомянутые «няшный» и «зачотный» никак этому не способствуют. Это все равно что распространенное «нормально» в ответ на вопрос: «как дела?», вроде и ответил, но в то же время ничего не сказал. Отказываясь от эстетики, мы отказываемся также и от понимания. Да, к сожалению, скорость, с которой нам приходится жить и работать, располагает к тому, чтобы минимизировать нашу речь. Но как говорили мудрые: все успевает тот, кто не торопится.
Заставляет задуматься также и безграничная власть так называемых речевых паразитов («типа», «короче», «какбэ», «ну» и многих других), мата, об оскорбительном содержании которого большинство людей, его употребляющих, даже не догадывается. Как же должны видеть мир люди, в каждом втором предложении употребляющие самую грубую, обсценную (непристойную, распутную, безнравственную) разновидность ненормативной речи, каждая единица которой так или иначе связана с сексом и половыми органами? И после этого возмущаемся: отчего это у нас все фильмы и каждая третья реклама замешаны на сексе - дети же смотрят. А что слышат наши дети?
Я уже не говорю об энергетическом заряде (кто в это верит) и эмоциональной окраске (коннотативном значении, как сказали бы филологи) этих слов. И о пошлости, которую они невольно придают любой, даже самой невинной шутке с их употреблением. Однако мы уже даже не замечаем этого - так обширно распространение данной заразы в обществе. Буквально сегодня, прогуливаясь по улице, невольно повернулась и посмотрела вслед паре родителей, которые, ведя за руки малыша лет трех, беседовали о том, как кого-то из их знакомых стоит послать на… гхм, три советских буквы. Моментально в голове моей нарисовалась картина, где подросший и окрепший сын посылает в том же направлении отца, не сойдясь с ним во мнениях. И вряд ли расстроенный родитель осознает, что виноват в этом сам - целиком и полностью.
Мы все прекрасно знаем, что семья играет доминирующую роль на первых порах формирования личности, дальше эту задачу выполняет общество. Поэтому зачастую даже у профессоров гуманитарных наук вырастают дети, активно матерящиеся и нарочно обедняющие, примитивизирующие свою речь: сначала в пику родителям, потом - по инерции, поддерживая статус и «авторитет» среди сверстников. Намеренно уничтожая надежды старшего поколения на передачу знаний, опыта, воспитания, традиций. Втаптывая в грязь одно из главных богатств русского народа.
Казалось бы, как бороться с массовым помешательством и отказом от культурности - все равно юноша или девушка, выйдя за порог дома, научится плохому? Собственным примером. Заинтересуйте своего ребенка, будучи «в теме»: заведите страницу в социальной сети, где можно «постить» такие модные сейчас цитаты, но - только самые отборные и приличные, с указанием авторства. В то время как молодежь матерится и старается навести ажиотаж, вы, напротив, можете подобрать высказывания мудрых мира сего на ту же тему, но - без брани, показав ребенку, что мысль эта давно уже известна человечеству, и высказать ее можно гораздо изящней и точней, чем это делают его товарищи.
Если вы хотите, чтобы ваше чадо не осталось непонятым, чтобы могло щегольнуть даром красноречия и остротой мысли, постарайтесь, чтобы в кругу семьи ребенок слышал правильную речь. Чтобы в его голове не возникали пошлые образы (а дети склонны воспринимать все дословно), не стоит употреблять при них выражений, за которые сами же впоследствии будете ругать. Запретный плод всегда сладок, особенно когда «папе можно, а мне нельзя!». Да и глупо выглядит тот родитель, который говорит, что чего-то делать категорически нельзя, потому что плохо, а сам, безобразник, тут же идет и делает.
Говорить с детьми следует не только грамотно, но и часто. Причем с самого раннего возраста. Еще одна проблема многих современных школьников и студентов - неумение высказывать свою мысль, отсюда возникает нежелание активно работать на уроках, замкнутость. А все потому, что мамы и папы мало разговаривают с малышом, сначала считая, что он ничего не поймет, «сюсюкая с ним», затем из-за элементарного отсутствия времени. Это большой недочет в воспитании. Во-первых, с первых месяцев малыш должен слышать нормальную человеческую речь, колыбельные, стихи, потому что он уже начинает учить язык: сначала произношение звуков, гласные, потом окончания, постепенно запоминает целые слова, невольно учится употреблять слова в разных падежах. Дети, которые много слышат речь, и говорить начинают гораздо раньше. Поэтому словарь вам в помощь и желаем, чтобы ваши дети превзошли ваши ожидания и однажды сказали: «Спасибо вам, мама и папа! Thank you very much! Muchas gracias!»


филология, о времена о нравы, психология

Previous post Next post
Up