© Arthur Elgort
Фотография решающего момента просто захлебнулась в решающих моментах. Буль, сказала она и захлебнулась. Ведь решающих моментов стало столько, что они совсем стали даже не решающими.
С одного футбольного матча теперь производится до миллиона решающих моментов, а с самого завалящего митинга - до миллиарда. Миллиард решающих моментов - это то число после которого уже не имеет значения решает ли момент вообще что-либо.
Окажись тот парижский мальчишка с бутылкой вина теперь, на него напало бы с десяток фотографов, кои понаделали бы решающих моментов на двести лет вперед и триста лет назад. И вряд ли вы нашли бы там какого-нибудь разнесчастного Брессона!
Мальчишка был бы снят во всех, возможных во вселенной, ракурсах и всеми, возможными во вселенной, линзами, включая фонендоскоп и немытую сковородку.
За каждым сколь-нибудь стоящим внимания событием теперь неотступно следует сотня-другая фотографов, решительно готовых на все ради тех самых решающих моментов.
Стоит взмахнуть какому-нибудь самому завалящему демонстранту хоть пальцем, как вокруг него тут же делается целая толпа фотографов жаждущих драмы и продолжения. Несчастному остается лишь озираться, ища помощи...
* * *
Ужасная нелепость, но у меня ощущение, что в фотографии напрочь и довольно даже напрочь исчезло то, что называется пошло и, видимо, совсем не так по-французски, как переведено, но "решающим моментом".
Трудно объяснить, что имел ввиду товарищ Картье, но понять достаточно легко. Видимо, это момент, когда ситуация, сложившаяся в каком-либо месте, имеет наиболее яркий и верный окрас, когда все лица и действия словно обращены внутрь самой ситуации и когда нет ни предыдущего, ни последующего момента, который бы более верно отображал искомое.
Кажется, в русской фотографии подобное закончилось на В. Щеколдине, Бог знает, на ком закончилось в нерусской, но вроде после Г. Виногранда тоже пустовато.
Что же... теперь наша любезная фотография является просто якобы "прекрасной". Она совершенна по форме, она чудесна по свету, кроме того, появился ярчайший цвет, и... и фотография сделалась похожа на рекламу какого-то шампуня, то есть, чтобы не выходило на ней; войны, голод, мозги на фиолетовом асфальте или секс в картонной коробке, все одно выходит - шампунь, и шампунь, и шампунь.