Дм. Орлов: О размерах фотографии

May 13, 2012 08:51



Кадр из фильма о Масао Ямамото "The Space between flowers" (2006)

Фотография - маленькое чудо. Дверка в чудесный сад, в который так старалась проникнуть Алиса Льюиса Кэрролла, подбирая ключик и пытаясь сообразовать собственный размер с размером дверцы. Нечто подобное ожидает зрителя фотографии - не так просто проникнуть или хотя бы заглянуть в эту заколдованную дверцу мнимо плоского мира, глубина которого обусловлена сочетаниями цветовых или тональных переходов. Сложная система кодов и ключей охраняет этот чудесный мир от вторжения посторонних. Но нашему зрителю повезет не только погулять в волшебном саду, но - пройдя насквозь - оказаться в глубинах собственного подсознания. Размеры двери не имеют значения - крошечные щелки Масао Ямамото или «триумфальные арки» Андреаса Гурского - и те и другие служат входом в другое пространство. И только от зрителя зависит сможет ли он перешагнуть порог, будет ли его сердце в достаточной мере наполнено чувством и опытом, чтобы пройти в заколдованный сад.

Чудесные фотографии Масао Ямамото имеют размер чуть больше сигаретной пачки. От этого они не становятся менее значимыми или менее интересными. И фотокарточка превращается в бабочку, случайно присевшую на ладонь. Сотни бабочек севших на стены галереи - экспозиция работ фотографа. Еще момент и они продолжат свое путешествие.

Одну и ту же фотографию можно напечатать в любом размере, но размер этой дверки в другое пространство строго определен самим изображением. В условиях материального существования фотографии связка - образ-размер-способ исполнения имеет ограниченное количество вариантов. Свойства изображения строго определяют его размер, или наоборот - размер - свойства. Только сама картинка способна определить размер своей эманации в предметном мире - в виде настенного полотнища или почтовой марки.

Хотя некоторые фотографии так и остаются закрытыми дверцами. Это может означать одно из двух - или это нарисованные на стене псевдо-дверки или то, что у зрителя просто нет ключика, чтобы открыть замок.



Выставка фотографий. Кадр из фильма о Масао Ямамото " The Space between flowers "

текст, Дмитрий Орлов

Previous post Next post
Up