Эта прекрасная книга попала мне в руки совершенно случайно. Был в гостях у Сергея Гусева и Марины. Хотелось что-нибудь по фотографии почитать. И конечно, я верил, что с полки Сергея можно утащить что-нибудь стоящее. Получилось.
Всем рекомендую ознакомиться. Почерпнёте массу полезной информации. К тому же, William Mortensen пишет очень легко, по существу и с юмором =) Впервые книга была опубликована в 1948 году. Конечно, с тех пор многое поменялось, но эта книга осталась удивительно актуальной. Пожалуй, только глава "Грим" устарела. Так же всем советую ознакомиться с фотоработами Мортенсена. Как мне показалось, то, что представлено в книге в качестве иллюстраций - не лучшее из того, что он создал.
Я не буду пытаться изложить здесь содержание или какие-то основные аспекты этой монографии, приведу лишь несколько цитат.
"Интерес и модели и художника должен быть подхвачен потоком их общего энтузиазма. Для этого художник должен работать, отдавая частицу себя. Если позирование закончилось, а художника к этому времени не изменился пульс, дыхание осталось прежним и волосы не всклокочены, то результат будет, скорее всего, плачевным".
"Модели, неумело старающиеся изобразить скромность, зачастую поджимают подбородок и наклоняют голову вперёд к фотоаппарату. Другие же, пытаясь показать пресыщенность или надменность, наоборот, выставляют вперёд и запрокидывают голову. Усилия первых приводят к видимому увеличению надбровных дуг, а вторых - к заметному увеличению челюсти".
"Некоторые модели из-за того, что нервничают или просто глупы, склонны превращать позирование в шутку и прерывать его смешками, хихиканьем или даже приступами смеха. С такими моделями надо вести себя строго".
"Разные аппараты и приспособления всегда ведут себя, как маленькие чудовища, будто сговорившиеся прервать позирование. Плёнка требует, чтобы её меняли, фотоаппараты - чтобы их фокусировали и выставляли диафрагму, свет - чтобы его перемещали, а фотографии - чтобы их делали. Если неопытный фотограф даст себя во всё это втянуть, он вспотеет и придёт в бешенство, а его модель будет нервничать".
"Иногда можно встретить модель, которая скучает до позирования, немного скучает во время позирования и скучает после позирования. Кажется, тихая тупая скука сидит в ней от рождения, и её не снять ни указаниями, ни динамитом. Такие модели очень редко могут быть полезными".
"...позирование надо начинать с действия. Не так важно, что это будет за действие. Если вам не приходит в голову ничего удачного, уверенным и чётким жестом подвиньте осветитель на пять сантиметров вправо. Или посоветуйте модели выпрямиться. Или скажите ей: "Прекрасно!" и немедленно снимайте".