ЦЕППЕЛИН НАД АРКТИКОЙ

Jan 12, 2017 20:42

Небольшой личный коммент. По сугубо лично-служебным причинам меня заинтересовало научно- исследовательское судно Рудольф Самойлович. Нынешние интернет-ресурсы рапортуют, что судно сие ныне служит штабным кораблем ВМС Литвы под именем Vetra, как бесплатный дар нарождающейся великой морской державе от ВМФ бывшего СССР. Так как название судна мне ни о чём не сказало, я копнул и биографию человека, именем которого судно было в своё время названо.
Разверзлись бездны: https://ru.wikipedia.org/wiki/Самойлович,_Рудольф_Лазаревич
причём, далеко не полные. К тому же, вся эта история плотно связана с Питером, одну причину Вы найдете в этой статье, а вторую, я расскажу как-нибудь позже. Питер, как известно, город маленький ;)

Оригинал взят у hanzzz_muller в ЦЕППЕЛИН НАД АРКТИКОЙ
БОГИ, СВЕРГНУТЫЕ С НЕБЕС. Часть V.


LZ 127 «Граф Цеппелин» в бухте Тихая, Земля Франца-Иосифа.1. Он улетел, но обещал вернуться.
После первого визита в Москву 10 сентября 1930 года дирижабль LZ 127 «Граф Цеппелин» (Graf Zeppelin) на следующий год получил разрешение на ещё один полет над территорией СССР. На этот раз целью была Арктика, в этом полете участвовали профессоры Р. Л. Самойлович и И. В. Молчанов, радист Э. Т. Кренкель, будущий  участник советской полярной экспедиции СП-1 и инженер Ф. Ф. Ассберг. Разрешая этот полет, советское правительство договорилось с Германией, что материалы аэросъемки, выполненной с LZ 127, будут переданы СССР.


«Граф Цеппелин» над Ленинградом, 26 июля 1931 года.


Справа: Советские учёные Самойлович и Молчанов в гондоле «Граф Цеппелин»  вместе с командиром дирижабля Хуго Эккенером. Комендантский аэродром, Ленинград, 26 июля 1931 года.2. Арктический рейд LZ 127.
В 1931 году в Арктику должен был направиться известный полярный исследователь Хуберт Уилкинс (George Hubert Wilkins) на подводной лодке U-Boot  «Наутилус», встреча с LZ 127 «Граф Цеппелин» планировалась в районе Северного полюса. Эккенер это предложение принял и дирижабль 24 июля 1931 года вылетел из Фридрихсхафена, после кратковременной остановки в Берлине он полетел через Штеттин, Хельсинки и Нарву в Ленинград, где была совершена посадка. 26 июля полёт возобновился по маршруту Ленинград - Ладожское озеро - Онежское озеро - устье Онеги - Архангельск - Белое море - Баренцево море - Земля Франца-Иосифа.


Рядом с Землёй Франца-Иосифа «Граф Цеппелин» сел на воду, после чего произошла запланированная там встреча с экипажем советского ледокола «Малыгин». Это была своего рода рекламная акция, на дирижабле находились 50.000 почтовых отправлений, присланных практически со всего света, с массой примерно 300 кг. Корабль-партнёр, советский ледокол «Малыгин», на котором во время этого плаванья находился итальянский воздухоплаватель Умберто Нобиле, передал на дирижабль 120 кг почты. 15-минутная встреча LZ 127 и «Малыгин» происходила 27 июля 1931 года в бухте Тихая.


Профессор Молчанов и Вейкманн (Wieсkmann), немецкий член экспедиции, готовят к запуску радиозонд, июль 1931 года.

28 июля 1931 года, 11:10. Запуск сразу двух радиозондов с LZ 127.

После дирижабль проследовал в сторону Арктического мыса, северной оконечности Северной Земли. Пролетев над Северной Землёй, экспедиция углубилась в Таймырский полуостров и, пролетев над озером Таймыр, направилась к устью Енисея. Сбросив над Диксоном привезенные из Ленинграда провиант и прессу, «Граф Цеппелин» направился к мысу Желания, северной оконечности Новой Земли. Пролетев 29 июля над всей Новой Землёй от севера до юга, дирижабль направился в сторону Ленинграда. Надо отметить, что встреча с Хубертом Вилкинсом из-за неполадок на его подводной лодке так и не состоялось.

Friedrichshafen - Berlin
600 km
в полёте 8 часов
75 km/час

Berlin - Ленинград
1400 km
в полёте 16 часов
87 km/час

Ленинград - Канин
1300 km
в полёте 12 часов
108 km час

Канин - Земля Франца-Иосифа
1200 km
в полёте 18 часов
67 km/час

Земля Франца-Иосифа -  Северная Земля -
     п-в Таймыр - Новая Земля
2400 km
в полёте 32 часов
75 km/час

Новая Земля - Ленинград
2300 km
в полёте 25 часов
92 km/час

Ленинград -Berlin
1400 km
в полёте 13 часов
108 km/час

Berlin-Friedrichshafen
600 km
в полёте 8 часов
75 km/час



Дирижабль пролетел над Арктикой по замкнутой петле 13 200 километров, однако полёт закончился казусом - , посадка в Ленинграде свелась к минимуму, материалы, наработанные экспедицией, переданы не были и «Граф Цеппелин» проследовал в Германию. Немецкой стороной было заявлено, что все пленки испорчены во время обработки, потому материалы для передачи советской стороне просто отсутствует.


3. Мне сверху видно всё, ты так и знай.
Истина выяснилась в 1945-м году, после разгрома нацистской Германии. В провинции Мекленбург в архивах специального разведывательно-информационного центра «Раумкоппель» было обнаружено свыше 250 тысяч географических карт разных районов земного шара, архив содержал более 50 тысяч документальных фотографий районов, интересовавших немецкую разведку. Здесь же в целости и сохранности хранились материалы экспедиции дирижабля «Граф Цеппелин».
 «Исключительно научная экспедиция», как писали в тридцатых годах газеты Германии и Советского Союза, позволила Германии организовать разведывательную операцию на советской территории. На основе собранных материалов немецкие гидрографы и картографы уточнили лоции и создали новые карты Арктического побережья, именно на основе этого картографического материала корабли и подводные лодки «Кригсмарине» в годы Второй мировой войны проводили боевые операции на Северном морском пути и минировали прибрежные воды.
4. Хуже преступления - только ошибка.
Стоит отметить, что рейд LZ-127 «Граф Цеппелин» в советскую Арктику был не самой большой большевистской глупостью. После заключения Брестского мира с Германией в 1918 году немцам 1 марта оставили Могилёв, в нём находился ставка Верховного главнокомандующего Российской Императорской армии. Её отдали немцам вместе с огромным картографическим архивом, содержащим верстовые карты всей европейской части бывшей Российской империи. Как результат, с начала Великой Отечественной, Вермахт в своём распоряжении имел карты подчас не худшего качества, чем РККА.


Образцы корреспонденции с почтовыми шпемпелями полярного рейда LZ 127 «Граф Цеппелин» .5. Дополнение.
Из книги Эрнста Кренкеля «RAEM - мои позывные»
«Научную часть этой международной экспедиции возглавил Рудольф Лазаревич Самойлович. Кроме него, советскую науку на цеппелине представлял также и другой крупный ученый - известный советский аэролог профессор П. А. Молчанов. Аэрология в ту пору еще лишь формировалась, но профессор Молчанов уже преподавал эту дисциплину, имел много трудов, а главное, успел сделать изобретение, которое иначе, как прекрасным даром человечеству, и не назовешь. Профессор Молчанов изобрел первый в мире радиозонд.
Молчанов - невысокого роста, с корпулентной фигурой, а попросту говоря, очень тучен. Его серый костюм всегда тщательно отутюжен, над туго накрахмаленным воротничком безукоризненно белой рубашки сияет круглое, добродушное лицо с аккуратно подстриженными усами и белесыми, выгоревшими бровями. Лицо Молчанова буквально источало доброжелательность.
Профессор оказался весельчаком, и мы тотчас принялись выкладывать друг другу наши запасы анекдотов. А затем сыскалась еще одна точка соприкосновения - Молчанов великолепно разбирался в радиотехнике. Радио тоже стало темой наших бесед, из которых я узнал, что микрорадиопередатчик зонда он не только сам сконструировал, но и изготовил собственноручно. И это не было только лишь искусством рук радиолюбителя. Профессор Молчанов столь тонко знал радиотехнику, что сумел разработать систему кодирования всех параметров, которые регистрировал радиозонд, забравшись на большие высоты.
Конечно, нынешние радиозонды существенно отличаются от первых. То время и наши дни - разные эпохи в радиотехнике. Но радиозонд Молчанова - первопроходец высоких слоев атмосферы, и я горжусь, что мне пришлось участвовать в одной экспедиции с этим выдающимся ученым, наблюдать запуски его радиозондов с борта дирижабля.
И Молчанов и Самойлович представляли старшую часть нашей небольшой советской группы. Мы же с Федором Федоровичем Ассбергом - младшее поколение. Такому расслоению способствовало и то, что Самойлович и Молчанов были ленинградцами, а мы с Ассбергом - москвичами».

Предыдущие статьи «БОГИ, СВЕРГНУТЫЕ С НЕБЕС»:
Часть I. Цеппелин LZ 129 «Гинденбург»: http://hanzzz-muller.livejournal.com/82599.html
Часть II. Цеппелин LZ 129 «Гинденбург»: http://hanzzz-muller.livejournal.com/82842.html
Часть III. LZ 127 «Граф Цеппелин»: http://hanzzz-muller.livejournal.com/83390.html
Часть IV. «Граф Цеппелин в гостях у большевиков»: http://hanzzz-muller.livejournal.com/83931.html
Литература:
LZ-127 "Graf Zeppelin"". - Germany, 1929.
"Дирижабль в Арктике", авторы Ф.Ф. Ассберг, Э.Т. Кренкель. - М., 1933.
Источники:
http://de.wikipedia.org/wiki/LZ_127
http://ig-kuv.livejournal.com/42804.html

Граф Цеппелин, разведка, ссср, 30-е, репрессии, воздухоплавоние, Арктика, авиация

Previous post Next post
Up