Что можно найти в лесу. Часть V. Пункт боепитания.

Feb 11, 2015 21:27



Панорама Синявинских высот. Немецкие офицеры, прошедшие Первую Мировую и оказавшиеся здесь,
называли эти места «Русским Верденом»

Некоторые находки бывают интересны не каким-то уникальным содержимым, а своей комплектностью, особенно в том случае, если они, до момента своего обнаружения, никем не были потревожены.

Как правило, со времён войны, мало что доходит до нас в первозданном состоянии. Через поля боёв прошли трофейные команды, после войны разминёры, потом, или даже раньше, там уже порезвились местные мальчишки. Чуть позже, эти места стали навещать вездесущие трофейщики всех мастей. Поэтому, очень часто, современным поисковикам достается только что-нибудь по принципу: бери Боже, что нам негоже.

Непотревоженное поле боя сейчас можно застать либо в настоящей глухомани, либо под водой, или глубоко под землей, погребенное  слоем грунта при бомбежках и артобстрелах. Находка, о которой я хочу рассказать, является, как раз исключением из правил.

Что можно найти в лесу. Часть V. Пункт боепитания.

Как-то мы вели поиск на синявинском поле. Эта его часть была местом ожесточенных боёв начиная с сентября  1942 года, хотя, возможно, отдельные боестолкновения там случались и раньше, осенью 1941-го.

Место было признано перспективным, - рядом мы уже находили бойцов, погибших в Синявиской операции 1942 года, и троих из них нам удалось опознать.

В тот выезд нами был обнаружен небольшой, сложной формы окоп, размером примерно 1,5 метра в ширину и 2,5 в длину. Узкой стороной окоп был обращен к синявинским высотам. По своей форме сооружение напоминало скорее минометную или пулеметную позицию, чем пехотную ячейку.

О наличии металла в окопе судить было нельзя, -  в этом месте к поверхности поля выходят подземные ручьи и глубинный металлодетектор безбожно врёт.

Обнаружили и оконтурили окоп мы щупами, на дне его прощупывались какие-то деревяшки, оставалось только копать. Выкопали. Глубина окопа (до пола из веток, жердей и досочек) составила примерно 1,5 метра. Ничего существенного в ходе его раскапывания не нашли, - обычные военные мелочи - гильзы, осколки, одиночные патроны, какие-то укупорки.

Для очистки совести проверили дно верховым металлоискателем (он безразличен к воде), - есть сигнал. Снова проверили щупами - только деревяшки. Уже практически плюнули, - верховой металлоискатель не позволяет определить размеры предмета, может всего лишь одинокая гильза закатилась под пол…

Но, напоследок, решили прощупать основательно, - начинать новый раскоп сил уже всё равно не было, так что собрались с духом и пробили хорошенько. После нескольких ударов в деревяшку мой щуп куда-то со звоном ухнул и его наконечник заскрипел в чём-то металлическом.

Оставив щуп в отверстии, я дал коллегам заценить. Попробовали, - энтузиазм воскрес на глазах. Мы разобрали пол, состоящий из веток, необработанных жердей и обломков досок. Выяснилось, что пол лежит на ящиках. После извлечения наружу, образовалась следующая картинка.


На ящиках сверху стоят патроны от ПТР.

Инвентаризация выявила следующее: Ящичек (нештатный) с патронами к ПТР - 50 штук 14,5х114 мм. Четыре отдельных цинка советских винтовочных патронов 7,62х54 мм, плюс три ящика, каждый с двумя такими же цинками и отдельный ящик с 2500 патронами к ППД / ППШ / ТТ 7,62х25мм в бумажных упаковках. Итого 50+4400+2500 = 6950 патронов.


Вид сверху.

Полагаю, изначально, в окопе располгался ротный пункт боепитания. Такая номенклатура боеприпасов вряд ли встречалась в стрелковом взводе, - ПТР не было, да и для единственного пистолета ТТ, имевшегося у командира, вряд ли притащили бы целый ящик патронов.

Невеликое количество боеприпасов тоже говорит за эту версию. Коммуникации советских соединений, прорвавшихся к подножию синявинских высот, вскоре были перерезаны немцами, так что-то патронов стало в обрез.

Дальнейшее развитие событий можно только додумать. Похоже, произошло следующее. Вскоре немцы отбили позицию, созданную нашими, и окоп им пригодился, только использовали они его уже в противоположную сторону, - в сторону леса.

Окоп изначально был выкопан в мокром суглинке, смешанном с песком и камешками, а  дно было в толстом слое кембрийской глины - синюхи на жаргоне поисковиков. Кембрий является естественной гидроизоляцией, любой окоп, вырытый в нём, превращается для солдат в ванну.

Поэтому, чтобы вода из окопа уходила, нужно было закончить его углублять до слоя кембрия.  Тут солдаты, рывшие окоп, слегка перестарались. Поэтому, немцы, чтобы не стоять в воде, уложили на дно ящики с трофейными, ненужными им боеприпасами и сверху набросали пол из обломков деревьев.

Так наша будущая находка и была «законсервирована». В соседних окопах ничего похожего не наблюдалось, импровизированные полы были вполне обычного типа. Из этого мы сделали вывод, что патроны пункт боепитания так и не покидали, просто вместо боеприпасов стали элементом конструкции.

Увеличенный фрагмент ящика, видна маркировка.


Как это выглядело и маркировалось.

Такая вот встретилась занятная ситуация..

P.S. Как я уже говорил, всё, найденное нами огнестрельное, взрывчатое и т.д. сдается или уничтожается. Не тащите гадость домой!

P.P.S В случае обнаружения в вашем кармане, хотя бы ДВУХ патронов одинакового типа, один из них пойдет на баллистическую экспертизу в МВД. Если он выстрелит, то второй станет вещь-доком обвинения по статье 222 УК РФ, именуемой в поисковом слэнге, как «три гуся». Будьте аккуратны, берегите себя и свою свободу!

Продолжение следует… http://photonoid.livejournal.com/7525.html

С неизменным уважением,

Ваш Photonoid

синявино, Блокада, военная археология, битва за Ленинград, война, Ленинград, поисковый отряд, блокада, арсенал, поиск, исторический очерк, великая отечественная война, блокада Ленинграда, синявинские высоты, военная история, Великая отечественная война, находки, немцы

Previous post Next post
Up