Подвиги героев Великой Отечественной Войны со времен PERESTROIKA и GLASNOST постоянно подвергаются «ревизиям». Ревизии эти осуществляются с разной степенью профессионализма, но, зачастую граничат с прямым оскорблением и надругательством над памятью героев.
В период, когда коалиция внутренних и внешних «доброжелателей» разрушала СССР и его государственный строй, всё это было логично и понятно. По «теме» работали ангажированные специалисты, а им безвозмездно помогали многочисленные энтузиасты, дорвавшиеся до возможности наконец-то всласть помолоть языком «без табу».
Грешен и автор, в конце 80-х он тоже очень любил поговорить, правда, только в узком кругу и не перенося свои «открытия» на бумагу. Тогда я был юн, наивен и искренне верил, что противостоять такому легиону Ада, как Третий Рейх, нужно было только в Белых Одеждах, и соблюдая Десять Заповедей Моральный Кодекс Строителя Коммунизма.
Всё, что становилось мне известно о войне, но в этот формат не вписывалось, вызывало у меня искреннее возмущение. В последующем, жизнь обучила меня более практичной точке зрения, видимо я стал циничным, чего не скажешь о многих маститых разоблачителях. Они с искреннем задором продолжают нас убеждать, что противопоставив гитлеровской тотальной войне на уничтожение, этакую «Зарницу» мы имели шансы выиграть.
Власть «переходного периода» всячески поощряла «разоблачительную» деятельность. Для демонтажа советской системы и развала страны годился любой компромат, в том числе, и топорно сляпанная чернуха. Даже поисковое движение для этой цели было использовано, но об этой больной для меня теме, в другой раз.
Именно в этот период сделали себе имена любимые историки периода Горбачизма-Ельцинизма. Перечислять не буду, сами их знаете, при этом, не все они даже проживали в это время в СССР, что исключало их доступ к нашим архивным материалам. Какую «историю» они тогда могли написать? Правильно, ту, которая хорошо оплачивалась твёрдой валютой.
Но почему я так грубо высказался об «энтузиастах», которые продолжают старательно и бескорыстно «срывать покровы» со всех героев подряд?
Напомню старый анекдот. Абориген сидит на дереве и рубит сук, на котором сидит. Мимо проходящий геолог ему говорит: «Не руби, свалишься». Абориген грубо отвергает совет геолога, перерубает сук и падает больно. Геолог снова проходит мимо и говорит лежащему под деревом аборигену: «Ну я же предупреждал… тебе помочь?» Абориген в суеверном ужасе отстраняется: «Оставь меня, проклятый шаман!»
Так вот, покушение на Пантеон со стороны профессионалов, работающих за деньги, понятно, хоть и непростительно. А вот старание «энтузиастов» иначе как скудоумием объяснить сложно. Это же типичное перерубание того самого сука.
Уже в ходе работы над статьей, как по заказу, снова всплыла тема «28 панфиловцев». Произошло нечто из ряда вон. Государственный Архив Российской Федерации «открыл нам глаза» по-крупному:
http://www.statearchive.ru/607 Читать стоит с 5-го листа, первые четыре - сокращенная версия того же самого документа.
На рассекреченном ГАРФ-ом документе 1948-го года, по расследованию бурной деятельности газеты «Красная звезда» в истории с панфиловцами, стоит гриф «Совершенно секретно».
Любой человек, имевший доступ к секретной информации в СССР, скажет вам, что это очень серьезный гриф. Подавляющее большинство наших секретов, в том числе и весьма серьезных, благополучно защищалось грифами «Для служебного пользования» или «Секретно».
Я, к примеру, имел дело всего с несколькими документами с грифом «Совершенно секретно», несмотря на то, что «ДСП» или «Секретно» было практически всё, с чем ежедневно доводилось иметь дело на службе. В совершенно секретных документах, с которыми я имел дело, рассматривались вопросы настолько серьезные, что и сейчас не рискну их обсуждать.
Так откуда же такой строгий гриф на расследовании истории появления каких-то газетных очерков?
Ответ прост, наши предки не были идиотами, в отличие от некоторых современных руководящих работников государственного архива. Или предателями не были, тут органам компетентным впору разбираться.
Итак, по Пантеону героев нанесён очередной удар. Причём, даже не проплаченным журналюгой каким, «наймитом американского обкома», а государственным чиновником РФ, обязанным блюсти интересы державы. И на сей раз удар не «одиночный», тут плюнули не в отдельного героя, а «массированный». Сразу 28 героев превратили в «коммунистический миф».
А заодно облиты грязью или выведены на чистую воду, это уж кому как, фронтовые корреспонденты и пропагандисты уважаемой центральной военной газеты.
Вы можете подумать, что я сторонник «держать и не пущать». Да ничего подобного. Просто обратите внимание на две вещи.
Во-первых. Бурная деятельность военных журналистов и пропагандистов, возглавляемых товарищем Ортенбергом, и её «разоблачение», не отменяет того факта, что 1075-й стрелковый полк 316-й стрелковой дивизии 16 ноября 1941-го года вёл неравный оборонительный бой у того самого, воспетого поэтами, разъезда Дубосеково.
В этом бою 1075-й стрелковый полк противостоял немецким танкам из 2-й танковой дивизии Вермахта, поддержанным пехотой. Панфиловцев там было не всего 28, как полагают многие наши современники, а несколько сотен, потому, что все воины 316-й стрелковой дивизии назывались панфиловцами в честь её командира генерал-майора Панфилова. Панфиловцы 1075-го стрелкового полка действительно стояли насмерть, о чём сохранились соответствующие отчётные документы дивизии, не имеющие никакого отношения к бурной фантазии военных корреспондентов и пропагандистов.
Достаточно зайти в ОБД «Мемориал» (
http://www.obd-memorial.ru), и в режиме «Расширенный поиск» указать в графе «последнее место службы» 1075 СП, а затем дату: 16 ноября 1941 года. Причём, используя только данные из донесений о безвозвратных потерях, а это первичные учетные документы.
Стартовый экран поиска
Сразу всё будет видно. В списке погибших и пропавших без вести 19 фамилий.
Результат поиска панфиловцев, погибших и пропавших без вести 16 ноября 1941 года
На самом деле, фамилий даже не 19, а 18 - Шумаев Иван Александрович попал в два донесения, поэтому учтен два раза. Виноват, даже 17, -Иван Яковлевич Корнеев и его «полный тезка» Карнев, это один и тот же человек.
Как-то «мало» погибших, вам может показаться. Давайте взглянем на сам документ.
Титульный лист «Донесения о безвозвратных потерях», где указаны 18 панфиловцев 1075 СП, погибших и пропавших без вести 16 ноября.
Этот документ написан 30 мая 1942 года, когда всех погибших и пропавших в полку с февраля 1942-го по апрель 1942-го, списали «задним числом». Причём, донесение содержит записи о погибших и пропавших без вести в октябре и в ноябре 1941-го, поэтому, его временной диапазон, «февраль-апрель», вынесенный в титул - неверен.
Итак, на 16 ноября записали только 18 человек, вероятно, именно тех, о точной дате гибели которых было известно.
Если же посмотреть потери того же полка за весь ноябрь 1941-го, введя в поле даты:«__.11.941» картина прояснится. 542 бойца и командира указаны как погибшие и пропавшие без вести в ноябре, без указания конкретного числа. В их числе, естественно, и остальные погибшие 16 ноября.
Первый из 28-и листов с 542 фамилиями панфиловцев 1075 стрелкового полка , погибших и пропавших без вести в ноябре 1941 года.
Причём, данные по ним ОБД нашёл в таких же сводных донесениях о потерях, составленных задним числом, например в этом, от июня 1942-го:
Титульный лист одного из сводных доненсенйи о безвозвратных потерях, в которых перечислины 542 панфиловца 1075-го стрелкового полка , погибших или пропавших без вести в ноябре 1941-го года. В донесениях дивизия уже названа новым именем - 8-й Гвардейской.
При этом в документе-расследовании «от ГАРФ», есть и весьма красноречивые показания командира 1075-го стрелкового полка Капрова Ивана Васильевича:
«В этот день у разъезда Дубосеково, в составе второго батальона с немецкими танками дралась 4-я рота и действительно дралась геройски. Из роты погибло свыше ста человек (из ста сорока), а не 28, как писали в газетах» (11-й лист документа).
Вот и те самые панфиловцы, погибшие в бою с немецкими танками, и их не 28, а больше сотни только в одной роте. В чём их подвиг подвергается сомнению? Тем, что среди них были упомянуты лишь выбранные командиром четвертой роты 1075 стрелкового полка 27 фамилий бронебойщиков 4-й роты, и политрук Клочков, её погибший в том бою комиссар?
Учитывая обстоятельства этой истории, в список «28» могли попасть любые бойцы 4-й роты, погибшие или пропавшие без вести в это время. Опять же, то, что среди пропавших без вести оказались попавшие в плен, тоже не умоляет подвига погибших в бою. А то, что один из пленных сделал потом карьеру украинского полицая, только подтверждает известное правило «в семье не без урода».
17 ноября, через день после легендарного боя, 316-я стрелковая станет 8-й гвардейской за свои предыдущие боевые дела. Гвардейские звания дивизиям за «просто так» в 1941-м не присваивали. Ещё через день погибнет смертью солдата и её командир, генерал-майор Иван Васильевич Панфилов.
А 10 апреля 1942-го погибнет и гвардии капитан Павел Михайлович Гундилович, командир той самой 4-й роты, который мог бы пролить свет на эти драматические события. Капитан за ратные дела своей роты успел стать дважды кавалером ордена Боевого Красного Знамени и кавалером Ордена Ленина, увы, уже посмертно. Кто хоть немного представляет себе нашу войну «образца 1941 года» знает, что такие награды мог получить только выдающийся командир геройской роты.
Подвиг четвертой роты налицо, он очевиден. Просто обстоятельства боя сложились так, что «прямой репортаж» с места события вести было некому. А потом и свидетели погибли.
Во-вторых. Всё то, о чём я сейчас написал, широкой Интернет-общественности интересно не будет. Видите, как «букафф вышло многа», надо разбираться, думать. Слова не все знакомые в этом ОБД…
И не будет в результате никаких новых «100 панфиловцев». Останутся лишь оскверненные двадцать восемь.
Только деталями и размахом отличаются «ревизии» других подвигов нашего Пантеона. Метода одна и та же, очень много громких и пафосных слов о том, что «было не так» в конкретном подвиге, воспетом советской пропагандой. И ни одного слова о том, что в ста метрах и десяти минутах от этого места был совершен другой подвиг, обстоятельства которого никаких сомнений не вызывают, и что таких подвигов были совершены тысячи.
P.S. Вот мне интересно, хоть одна сволочь интернет-персона, сплясавшая на костях Александра Матросова, в урочище Чернушки, на место его последнего боя съездила? А я вот съездил, не поленился.
В следующий раз расскажу о том, что, мне кажется, нам должно со всем этим делать.
Начало было здесь:
http://photonoid.livejournal.com/31668.html Продолжение:
http://photonoid.livejournal.com/32020.html С неизменным уважением,
Ваш Photonoid