Абрамсу, Челленджеру или Леопарду, катающимся по каменистым дорогам Афганистана, бревна не к чему (хотя, в народе утверждают, что свинья везде грязи найдет) Однако, боевая гусеничная машина, собирающаяся покататься по Европе, особенно восточной, бревном должна быть оснащена обязательно.
"Танковое бревно" применяется экипажем для "самовытаскивания" танка, застрявшего в серьезной грязи. Бревно привязывается спереди к гусеницам танка, танк протаскивает его под собой и продвигается на несколько метров вперед. Позади танка бревно отвязывают, а при необходимости, процесс повторяют.
Неудивительно, что новейшие танки Т-14 "Армата", выехавшие на Красную площадь без бревен, вызвали настоящее возмущение русской танковой Интернет-общественности. Правда, характеристики танка пока засекречены, поэтому насчёт отсутствия бревен ничего определенного сказать нельзя.
Некоторые военные эксперты считают, что бревна просто не успели изготовить заготовить (штурмовщина к параду), другие считают, что бревна, как и танк изготовлены по технологии стелс и мы их просто не видим, а третьи считают, что в башне Арматы расположен 3D-принтер, и бревна распечатываются танком по мере необходимости. Есть также интересная версия о том, что исчезновение брёвен с Армат - это проделки Мебельщика, который корыстно использует похищенную древесину в нуждах собственного производства.
Но сегодня я хотел поговорить о далеком, военном прошлом танкового бревна. Раньше я искренне верил, что на танке или другом боевом гусеничном "вездеходе", достаточно одного такого инструмента.
Конечно, на случай непредвиденных военных обстоятельств, при возникновении риска утери или фатальных боевых повреждений бревна, его можно продублировать как, скажем, приводы наводки пушки. То есть, более основательное количество бревен - два.
Но мой военно-исторический шаблон снова с треском порвали финны. Впрочем, считайте сами.
Четыре бревна на финской ПТ САУ Stug IIIG.
Дальше, как обычно, больше...
Но это ещё не всё. Рачительность и бережливость финнов, практически не имела границ.
Шесть бревен на финской ПТ САУ Stug IIIG.
Ну и наконец, веселый экипаж Штуга, который пошёл дальше всех.
Снова шесть бревен на Stug III, но каков «калибр»…
Для лучшей обтекаемости машины, брёвнам придана стреловидная форма. Видна также незаконченная попытка экипажа пристроить крыльцо.
К слову сказать, последняя в военной истории попытка блиндинирования (бронирования, укрепления) подвижной техники брёвнами относится по-моему ко временам Англо-бурской войны, если брать войны регулярные. Тогда пытались делать "бревенчатые" бронепоезда.
Немцам, гастролировавшим в стране лесов и озёр на своих Штугах, в рамках камфбрудершафта, такой дизайн в голову не пришёл. Тупо ездили со своими скучными шурценами - бронированными бортовыми экранами.
Немецкий Штуг приехал спасать финнов от нашествия восточных варваров. Бревен нет, сразу видно, - интуристы. Обратите внимание на отпетую компанию финских "противотанкистов" с панцерфаустом, коварно засевшую в придорожной канаве виртуозно исполненном окопе. Они, интересно, там серьезно воевать собрались?
Использованы фотографии финского архива «SA-Kuva»
С неизменным уважением,
Ваш Photonoid