Вы видите броненосец? А он есть. Неплохо для громады, почти стометровой длины. Чуть позже поймем почему.
У финнов были свои «карманные линкоры», - броненосцы береговой обороны Вяйнямёйнен и Ильмаринен, новые корабли, построенные в 1932 году и модернизированные в 1938-м. Каждый из них нёс по четыре десятидюймовых (254 мм) дальнобойных орудия «Бофорс», посылавших 255 килограммовые снаряды на дальность до 31 километра. В масштабах Финского залива, оружие почти стратегическое.
Оба корабля сумели пережить «Зимнюю войну», хотя усиленно разыскивались и бомбились советской авиацией. В Великую Отечественную им повезло меньше. Ильмаринен в 1941 затонул, подорвавшись на советской морской мине, авторство постановки которой до сих пор обсуждается. С этого момента, его систер-шип Вяйнямёйнен финны берегли, как зеницу ока, он уже практически не выходил на «большую воду».
Так броненосец Вяйнямёйнен выглядел на открытой воде без камуфляжа.
Советские ВВС, и даже, по некоторым сообщениям, наземные разведгруппы продолжали его разыскивать. И в 1944 наконец, успешно «утопили» в порту Котки, всадив в него несколько тяжелых авиабомб. Позже выяснилось, что утопили не его, а немецкий крейсер ПВО «Ниобе», трофей не столь громкий, но тоже вполне достойный.
Вяйнямёйнен, продолжавший шкерится по шхерам, наши так и не нашли. Эта история хорошо известна всем, кто хоть немного интересуется войной на Балтике. С банальной точки зрения, она немного нелепа, как можно было не найти огромный боевый корабль, находящийся в радиусе действия даже самолетов-истребителей, за несколько лет?
Недавно мне попались фотографии, которые несколько проясняют неуловимость броненосца. Великолепная маскировка + шхерное базирование = залог выживания корабля.
Снимок корабля в лесном камуфляже, сделанный с более близкого расстояния.
На борту корабля-леса.
PS Вяйнямёйнен благополучно пережил войну и, так как, по мирному договору (который соблюдается до сих пор) финнам не положено иметь корабли такого класса, был продан. Он был куплен СССР и вошел в состав нашего ВМФ, сначала как броненосец береговой обороны, а позже был переквалифицирован в морской монитор «Выборг».
Он пережил хрущевские времена, губительные для советских артиллерийских кораблей, и уже при Леониде Ильиче, в 1966-м, был пущен на иголки. Жаль, интересный был корабль, один из первых дизель-электроходов, да ещё и с ледокольными обводами корпуса.
Использованы фотографии финского архива «SA Kuva»
С уважением,
Ваш Photonoid