Искал информацию для опознания одной находки. В процессе поисков как-то внезапно открыл для себя ещё один тонкий аспект в начертании советско-финской границы в 1939 году.
Представим себе британский бомбардировщик Bristol Blenheim Mk IV, взлетевший, скажем в Виипури (Выборге) и несущий на внутренней подвеске две пятисотфунтовых бомбы. В этой конфигурации, без внешних подвесок, да ещё и при полете на малую дальность (хоть на полном газу всю дорогу) машина могла в горизонтальном полёте обеспечить скорость в 400+ км/ч и подняться на высоту 6+ километров.
Разогнавшись, бомбардировщик пересекает финско-советскую границу в районе Белоострова и сбрасывает бомбы, скажем на Кировский завод [производство танков КВ, полковых пушек ПП-27 и.т.д].
Расстояние от границы до завода 35 километров. Подлетное время, как не сложно подсчитать, менее 6 минут. До целей на севере Ленинграда ещё ближе, скажем, до авиазавода №23 [производство самолётов По-2] и Комендантского аэродрома аж 25 километров. От границы лететь целых 4 минуты.
В случае использования немецкого бомбардировщика Ju-88, к примеру, картина становится ещё грустнее. Подлётное время меньше на 10%, а вес бомбового залпа больше, как минимум, в три раза (полторы тонны).
При тогдашнем уровне развития средств ПВО уничтожение бомбардировщика в 6-минутном интервале времени было маловероятно. Что-то «на пролете» могла сбить зенитная артиллерия зональной ПВО. Что-то могли снять перехватчики, если бы они барражировали в воздухе по маршруту налёта. Максимум, из эскадрильи могло было быть сбито один-два самолёта, а остальные бы сбросили бомбы на цели. На обратном пути, пустым бомберам, возможно, тоже бы досталось, но объектам налёта от этого не стало бы легче.
Так могло устраивать такое начертание границы Советский Союз в 1939? Нет. Был ли СССР в своем праве, требуя её переноса на Север? Ведь не СССР построил огромный город, заводы и верфи у самой финской границы, как бы опрометчиво. Когда всё это строилось, Финляндия входила в состав Российской Империи и удара с её территории никто не ждал... Так что Карельский перешеек - это не более, чем скромная плата за финскую независимость.