Продолжение патронно-гильзовых историй Апокалипсиса-2020, на этот раз про гильзон интернациональный.
Эпизод пятый. Военный бастард.
История этого похода для ковидлы типична. Участников нашего поискового отряда сподвигнуть на массовый выезд не удалось. Более свободная публика, обнаружилась только в количестве двух человек - вашего покорного слуги и ещё одного участника.
Над выбором места думали долго, но с учетом прогнозов погоды, в конце-концов двинули на север. Как выяснилось, выбор был верным - даже на севере, на неплохих бывших финских дорогах, мы крепко хапнули адреналина, несмотря на честный внедорожник, который пилотировали. На юге (- 20 метров по уровню моря) нас, несомненно, ожидали ещё более стрёмные внедорожные приключения, которые абсолютно не являлись целью данной поездки.
Поехали. На внедорожье нам встретилось несколько весьма занятных разливов, преодолев которые, мы остановились перед препятствием, куда по трезвым (на тот момент) размышлениям, лезть не рискнули.
Задуманной точки мы не достигли, однако в окрестностях имелось несколько могучих, снесенных войной финских фундаментов, одним из которых, посыпанным отстрелом Суоми, Трёхи, Лайки и чего-то, стрелявшего патронами 7,62х25 (ППД, ППШ, ППС, ТТ) мы и занялись.
Два дня работы на фундаменте не дали сколь-нибудь интересных результатов, а ещё мы изрядно … утомились, ворочая древние валуны. Второй день перевалил за середину, возвращаться нужно было посветлу, особенно с учетом того, что половину времени, пока мы копали, продолжал то капать, то хлестать дождь. Обратная дорога обещала быть ещё более интригующей, и преодолевать её в обманчивом свете фар совсем не хотелось.
Я вылез из раскопа, сообщив своему напарнику, что крайний час раскопок посвящу разведке окрестностей. Продравшись через очередные кусты, которые там не уступают, пожалуй, своим лучшим синявинским коллегам, вышел в аккурат на ещё один фундамент, хоть и не столь основательный, но явно тоже снесенный войной.
Отдышавшись и поводив прибором среди всякого металломусора, назвонил чудный сигнал, который в наушниках прибора, звучал, как ария Фигаро из оперы Моцарта Амадея нашего. В подобных местах такие сигналы, означают, как правило, огромную железяку, типа бочки или кровельного листа. С этой острожной мыслью стал ковырять дёрн. Под дёрном обнаружился предмет, весело отсветивший мне круглым золотым ободком. Консерва, причём современная - подумал я, опасаясь спугнуть удачу. Но, находка не подкачала - эта была крупнокалиберная латунная артиллерийская гильза в идеальном сохране. Подхватив находку, и предварительно определив её, как нашу гильзу от лёгкой гаубицы 122 мм, поковылял к лагерю - солнце садилось. Камеру в этот выезд не взял, поэтому в заголовке - только фото тамошнего пейзажа, сделанное чуть раньше смартфоном.
Мы без серьёзных приключений вернулись в пункт постоянной дислокации, где я и предался самому главному занятию всех старых солдат - отдыху (а вдруг война, а я уставший?). На следующий день, отоспавшись, уделил некоторое время и находке.
Гильза 122 мм от советской гаубицы обр. 1910/1930 уже давненько работает на моём письменном столе карандашницей. Она в музейном сохране, богато и затейливо украшена клеймами на донце и надписями краской по трафарету «на боках», сделанными снаряжательной мастерской ГАУ в 1941 году.
Но есть в ней один изъян. Верхняя кромка (дульце) была немного замята, и я её решил обрезать. Токарь, которому ответственная миссия была поручена, так боялся, что пустая гильза со стреляным капсюлем взорвется и погубит его молодым (50 лет всего), что резанул нервно и вырвал с дульца треугольный лоскуток. Вещь всё равно осталось роскошной, но перфекционист, сидящий в каждом коллекционере, давно нашёптывал мне, что данный экспонат нужно менять.
Ну, что же, замена найдена, думал я, промывая гильзон с губочкой под краном. Подсушив находку, вооружился мощной лупой и стал осматривать добычу. Уже через минуту, понял, что тема загадочных гильз в этом сезоне, похоже, меня не отпустит.
Донце финской гильзы 105х155 R оснащенной советской капсульной втулкой КВ-4
Калибр гильзы оказался не 122, как показалась в лесу, а 105. Точный размер 105х155 мм. В голову сразу пришла немецкая гаубица Le FH 18 - самое популярное «фашистское» полевое орудие той войны, пользовавшее такую гильзу. Клейма на находке выполнены латиницей, но традиционных «куриц» - клейм немецкой военной приемки на ней нет. Мало того, в гильзу вкручена советская капсюльная втулка КВ-4. Как-то всё это на арийское происхождение не походило.
Донце немецкой гильзы 105х155 R
Донце финской гильзы 105х155 R
У меня есть дно оригинальной немецкой гильзы от Le FH 18, точнее, изготовленная из него гансами пепельница. Провёл сравнение. Немецкая капсюльная втулка больше советской по диаметру примерно на 4 мм и в загадочную гильзу никак не влезет. Похоже, финны организовали производство собственных гильз 105х155 под трофейные советские капсульные втулки. Втулки могли быть как собственными трофеями по зимней войне и 1941-му, так и поставляться немцами из собственных трофеев.
Итак, у нас есть версия - гильза финская, капсульная втулка советская, пушка немецкая (в финской армии гаубицу Le FH 18 окрестили 105 H/33). Но есть одна нестыковка - на SA-Kuva мне как-то не попадалось таких финских гаубиц «in action», хотя пересмотрел там терабайты фото, а эту пушку ещё и искал специально. Причина выяснилась - эти орудия финны купили в Германии только в 1944 году, да и то немного (53 штуки), поэтому засветиться у финских военных корреспондентов гаубицы не успели.
Откуда тогда взялась эта гильза? Ещё до начала закупок орудий (в 1943-м) организовать производство новой гильзы и наладить её снаряжение трофейными капсульными втулками? Как-то слишком круто для военной промышленности маленькой Финляндии, которая находилась в вечном цейтноте.
При этом, мы знаем, что финны были известными «универсальными потребителями» и гребли оружие со всего мира, если приспичило… Может под эту гильзу (105х155) в Суоми были какие-нибудь другие гаубицы, которые появились там раньше?
Так и оказалось - у финнов имелись ещё две лёгких гаубицы, использовавшие такую гильзу - 105 Н/37 и 105 H/41. Первая из них была финской лицензионной копией шведского Бофорса, а вторая - полученной от немцев чешской гаубицей Шкода.
Бофорс производился и поступал в армию Финляндии с 1943 до 1945 года (всего 140 штук), а Шкода была приобретена в Рейхе в 1941 году в количестве 29 штук. Вероятно, именно под Бофорс, а именно гаубицу 105 Н/37 и было налажено производство гильз 105х155, которые, впрочем, пригодились позже для Чеха и Немца.
Финская гаубица 105 H/37 (Бофорс) на огневой позиции. В руках у заряжающего именно такая гильза
Интересно, что этой же гильзой пользовались и вовсе экзотические ублюдки, полученные наложением стволов от финских Бофорсов (105 Н/37) на станок 122-мм гаубиц Шнейдера, призводимых на Путиловском заводе по французской лицензии как «122 мм гаубица обр.1910». «Шнейдеры» были захвачены белыми финнами у красных финнов ещё в местную гражданскую войну.
Так что, из чьего затвора, на самом деле, вылетела эта гильза на берег лесной финской речки летом 1944-го года, не знаю. Но, горизонты возможностей - обозначил J. Возможно, что-то подскажут финские журналы боевых действий.
Да, кстати, чуть не забыл. Донце гильзы навылет пробито с тыльной стороны неким боеприпасом, вылетевшим затем наружу. Диаметр выходного отверстия около 11 миллиметров. Подозреваю наш 12,7 мм пехотный (ДШК) или авиационный пулемёт семейства УБ. Впрочем, это тоже не точно. Короче, гильзовые приколы - 2020 продолжаются.
P.S. Чтобы совсем навести тумана внести ясность - такую же гильзу (105х155) могла использовать и немецкая САУ 10,5 см StuH-42, которая также отметилась на Карельском перешейке на стороне финнов в 1944-м. Правда, Штух использовал электрические капсульные втулки.
P.P.S. Можно также попробовать пробить изготовителя гильзы по клейму:
Использованы фото с сайта:
http://sa-kuva.fi Начало гильзо-эпопеи - 2020 было тут:
https://photonoid.livejournal.com/124957.html Продолжение следует:
О чём поведали гильзы. Часть VI. Оружейники.: photonoid - ЖЖ (livejournal.com) С неизменным уважением,
Ваш Photonoid