Авиапром Ленинграда по данным Люфтваффе

Jun 18, 2019 13:15





Схема расположения аэрофотоснимков на плане Ленинграда



Арийский взгляд на авиапром Ленинграда по состоянию на конец 41-го/начало 42-го. Разберемся с Юга на Север.

Предприятие, которое немцы назвали авиазаводом № 47, в действительности это авиаремонтный завод №47 имени Максима Горького (по некоторым данным, на нём до войны также выпускались самолеты УТ-2).



SU 742 bc аэрофотоснимок

Завод будет эвакуирован в Оренбург, где в числе прочего будет выпускать самолёты Як-6. На его ленинградской площадке в 1944-м году организован завод №273, который будет позже объединен с рядом других предприятий, вернувшихся из эвакуации. Предприятие, к счастью, пережило PERESTROIKA и последующие волаучеризации. Ныне оно называется ПАО «Техприбор» и выпускает бортовые приборы и системы для отечественной авиации.

Теперь аэрофотоснимок  SU 741 на котором немцы углядели авиазавод №123



SU 741 bc аэрофотоснимок

Насколько я понимаю, территория ограниченная реками Большая Невка и Чёрной речкой, это так называемая первая площадка авиазавода №23. Про территорию за Чёрной речкой мне ничего неизвестно, полагаю, это было другое предприятие.

На первой площадке завода № 23 располагались лаборатории завода и ряд вспомогательных производств, площадка была слишком мала и не имела своего аэродрома.

До нашего времени площадка не дожила. Там построен элитный жилой микрорайон, высотки которого выходят прямо на Ушаковскую набережную.



SU 743 bc аэрофотоснимок

Последний аэрофотоснимок из немецкой коллекции SU 743 на котором немцы полагают авиазавод №7. На самом деле,  это вторая, основная площадка авиазавода №23. К заводу с Юга примыкал Комендантский аэродром, который, использовался и в качестве заводского.

До войны завод осуществлял крупносерийное производство легендарного У-2. Во время войны, завод был эвакуирован в Москву. На ленинградской площадке были организованы авиамастерские, которые в блокаду ремонтировали самолёты, базировавшиеся на Комендантский аэродром.

По возвращении из эвакуации, завод некоторое время ещё выпускал самолёты, а с 50-х годов был перепрофилирован и осуществлял крупносерийное производство ракет комплексов ПВО: С-75, С-200, С-300П. Назывался он Ленинградский Северный завод и был одним из крупнейших и высокотехнологичных предприятий Советского Союза.

Ныне завод уничтожен. Вывеска ещё висит, но территория частично распродана, а оставшиеся площади розданы в аренду. Производственные подразделения ликвидированы. То с чем не справилось за три года Люфтваффе, за 15 лет проделали реформаторы.

PS В альбоме Люфтваффе содержатся аэрофотоснимки других авиазаводов СССР, интересно было бы как узнать глубину познаний немцев,  так и судьбу отснятых площадок от местных краеведов.

Альбом здесь: http://wwii.germandocsinrussia.org/ru/nodes/2773-delo-176-materialy-aerofotos-emki-raspolozhenie-sovetskih-predpriyatiy-voennoy-aviapromyshlennosti-zavodov-po-proizvodstvu-gruzovikov-tankov-i-kauchuka#page/5/mode/inspect/zoom/6

По материалам 500 фонда ЦАМО РФ.

С неизменным уважением,

Ваш Photonoid

Великая Отечественная Война, ВВС, УТ-2, Блокада, Воздушная разведка, У-2, По-2, 500 Фонд ЦАМО РФ, Ленинград, Аэрофотосъемка, Битва за Ленинград, Люфтваффе, Разведка, 1942, Як-6, 1941, Авиапром СССР

Previous post Next post
Up