Троице-Измайловский собор (заключительная часть публикации фото-материала с небольшим рассказом о предмете съемки)
Троице-Измайловский собор (Троицкий собор) - православный собор на Троицком проспекте в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга. Полное историческое наименование - Собор Святой Живоначальной Троицы Лейб-Гвардии Измайловского полка.
Каждый петербуржец знает величественный белоснежный собор с синими куполами, что находится сразу за Фонтанкой, на Измайловском проспекте. Солнечным теплым днем 13 мая 1828 года звон колоколов города возвестил о том, что в Петербурге дoлжно быть новому собору. Митрополитом Петербургским и Новгородским Серафимом, в присутствии Императрицы Марии Феодоровны, наследника цесаревича Александра Николаевича (будущего Императора Александра II), был торжественно заложен новый храм. Самый большой православный храм в России, один из самых величественных и прекрасных соборов Православной Церкви. Собор возводился в честь Святой Живоначальной Троицы, и строился он для императорского полка, на поле боя не знавшего поражений, - лейб-гвардии Измайловского полка.
Сам полк был сформирован Высочайшим указом Императрицы Анны Иоанновны 22 сентября 1730 года и был третьим после Преображенского и Семеновского полков. Наречен полк был по месту жительства Императрицы - селу Измайловскому, недалеко от Москвы. Своей церкви полк не имел, так что солдатам и офицерам приходилось посещать другие приходы. В сентябре 1732 года в Петербург была доставлена походная церковь, на лугу у речки Фонтанки собрана и освящена. Но и теперь церковь стояла лишь летом. На зиму, с заморозками, ее разбирали. В 1743 году в новопостроенной Измайловской слободе была собрана деревянная церковь. Однако церковь оказалось недостаточно просторной.
В конце 1752 года полк подал Императрице Елисавете Петровне всеподданнейшую просьбу начать строительство новой церкви, которая была построена на том самом месте, где ныне стоит Собор. Строительство продолжалось два года, и 1 июня 1756 года храм был освящен. Однако 7 ноября 1824 года церковь св. Троицы была необратимо повреждена наводнением - вода, доходившая до половины высоты Престола, перебила все окна, разломала ограду, амвон, пол храма, замочила ризницу.
Решение построить для Измайловского полка каменный собор взамен обветшалой деревянной церкви принял император Николай I. В высочайшем рескрипте, данном 2 октября 1827 года, государь отмечал: в память о том времени, когда он командовал лейб-гвардии Измайловским полком, он желает построить новую церковь на деньги Кабинета его императорского высочества. Николай I хотел, чтобы новый храм, как и деревянная Троицкая церковь, имел три придела: главный - в честь Святой Троицы, южный - св. Марии Магдалины, северный - св. мч. Иоанна Воина. Вмещать собор должен был 3000 человек.
Руководили строительством три человека: сам император, архитектор Василий Петрович Стасов, автор проекта, и инженер Петр Петрович Базен, глава Комитета для строений и гидравлических работ в Санкт-Петербурге. Николай I лично контролировал весь процесс, утверждал проекты, что порой серьезно усложняло работу - уже готовые решения приходилось переделывать, сообразуясь с художественным вкусом государя. Впрочем, иногда зодчим удавалось отстаивать свою точку зрения.
Торжественная церемония закладки Свято-Троицкого Измайловского собора состоялась в день полкового праздника Пятидесятницы 13 мая 1828 года. Ни император, ни его супруга не присутствовали - из-за войны с Турцией Николай I должен был сопровождать войска. Императрица Александра Федоровна путешествовала по югу страны. На торжество пожаловала только вдовствующая императрица Мария Федоровна с внуком, будущим императором Александром II. Военное командование представляли главнокомандующий граф П.А. Толстой, военный генерал-губернатор П. В. Голенищев-Кутузов, бывший командир полка генерал-адъютант М. Е. Храповицкий. Митрополит Санкт-Петербургский Серафим (Глаголевский) совершил молебен. Первый камень в основание нового храма положила вдовствующая императрица Мария Федоровна. Присутствующие положили в основание храма «приготовленные на сей случай нового чекана платиновые монеты». От Измайловского полка присутствовал только 3-й батальон. Два другие встретили этот день в Турецком походе.
Впереди были семь лет сложной работы. Разрабатывая проект Свято-Троицкого Измайловского собора, Василий Стасов руководствовался идеей триумфа России и русской армии. Величественный храм своими огромными размерами уступал только Исаакиевскому собору, который уже строился в это время в Петербурге. Согласно плану, собор представлял собой равносторонний крест с нетрадиционным расположением глав - по осям креста. Венчал постройку массивный центральный барабан, доминирующий над всем зданием.
Весь 1828 год шло устройство фундамента - почвы на месте строительства оказались сложными. Вместо предполагавшихся 5500 было забито 9000 четырехсаженных свай. Фундамент выложили из тосненской плиты на известковом растворе, цоколь - целиком из гранита. Стены и колонны возводились из кирпича с металлическими связями из полосового и брускового железа. К осени 1829 г. здание было возведено до фронтонов портиков. В следующем году началось возведение центрального барабана с куполом, представлявшее наибольшую сложность. Из-за ошибки в расчетах в августе 1830 года 16 колонн, на которые приходилась нагрузка от купола, дали трещину. Из-за этого Василий Петрович Стасов решением Николая I был отстранен от работы и посажен на сутки на гауптвахту. Петру Базену пришлось решать инженерную задачу по укреплению колонн и устойчивости главного купола. Исправление недочетов продолжалось более года.
Но на этом проблемы с центральной главой не закончились. В апреле 1832 года была завершена обшивка купола, а в мае установлена золоченая глава и крест. Центральный купол украсили 280 золоченых звезд, малые - по 208. К концу ноября купол был освобожден от строительных лесов и предстал во всей красе, но уже через три месяца - в ночь на 23 февраля 1833 года - главный купол сорвало бурей. Была повреждена одна из малых глав. Лишь по счастливой случайности никто из людей не пострадал.
Когда в два часа дня на место происшествия прибыл Николай I, вокруг собора еще валялись части разбитого на мелкие кусочки креста, раскиданные ветром листы медной обшивки, обломки стропил и кирпичей, сброшенный с барабана измятый и поврежденный каркас купола едва держался, навалившись на восточную главу. Падением купола была частично повреждена кирпичная кладка.
Началось следствие. Комиссия из знаменитых инженеров, математиков, архитекторов нашла целый ряд конструктивных ошибок, допущенных Стасовым при проектировании купола и послуживших причиной катастрофы. Архитектор снова был наказан - пять суток гауптвахты и внесение записи о случившемся в личное дело.
Разработку нового проекта купола император поручил Базену. Через четыре месяца после катастрофы тот представил проект купола на стропилах из сухого дерева, а также проект устройства колокольни в западном куполе. Осенью 1834 года новый купол уже был покрыт медью и загрунтован, а весной живописных дел мастер Федор Иванович Брандуков покрыл его кобальтом с золотыми звездами. Купола у прежней деревянной церкви были зелеными. Исторически зеленый был цветом Измайловского полка. В январе 1830 г. Стасов предложил покрыть купола медью с обработкой поверхности кислотою, которая бы придала цвет зеленой патины. Идея была одобрена, однако уже 26 августа 1831 года Николай I пожелал заменить зеленую окраску на голубую с золотыми звездами «как в Москве на Архангельском и в Твери на Тверском соборе». Стасов сделал несколько вариантов проекта. В сентябре он получил резолюцию государя покрыть купола "цветом светло-синим, как на воротниках мундиров Семеновского полка, и звезды сделать сплошь по всему куполу гораздо более, как означено карандашем". 24 октября новый проект окраски был утвержден.
Колокола для собора были отлиты известным ярославским мастером Иваном Оловянишниковым. Больших колоколов было четыре, и еще несколько средних и малых. В течение 1835 года шла отделка фасадов, выполнялись и устанавливались лепные украшения, скульптуры. Фигуры для ниш в портиках были заказаны скульптору Самуилу Гальбергу. Фигуры ангелов и наружный фриз между гирляндами лепщики отливали по двум моделям, исполненным скульптором Иваном Леппе. Стилизованные античные жертвенники на треножниках из чугуна и штампованного железа для балюстрад вокруг четырех малых барабанов были изготовлены заводчиком Карлом Грейсоном и установлены к 1 мая 1836 г.
Для оформления интерьера Свято-Троицкого Измайловского собора пригласили из Ярославля крепостного живописца Тимофея Медведева, известного своими работами в храмах Поволжья. Вместе со своим сыном Петром он расписал купола. Были расписаны и арки, но их Николай I приказал забелить. Для написания икон Василий Стасов пригласил маститых художников: ректора Академии художеств Василия Шебуева, профессора Алексея Егорова, бывшего профессора Андрея Иванова (отца знаменитого художника Александра Иванова), академика Василия Сазонова и т.д. Заказ был очень почетный и прибыльный.
Торжественное освящение собора состоялось накануне праздника Святой Троицы, 25 мая 1835 года. Все три престола были освящены в один день. Освящение северного придела в честь св. мч. Иоанна Воина было совершено архимандритом Нилом (Исаковичем) в сослужении духовенства. Освящение южного придела в честь св. равноап. Марии Магдалины было совершено архим. Феодотием (Озеровым) также в сосолужении духовенства. Освящение главного престола и первую Божественную литургию возглавил митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) в сослужении наместника Александро-Невской лавры архимандрита Палладия (Белевцова), ректора Санкт-Петербургской духовной академии архимандрита Платона (Городецкого) и столичного духовенства. На торжество собрался весь Измайловский полк, пришли прихожане. Император не присутствовал: он только вечером вернулся из Москвы и посетил собор с супругой и цесаревичем Александром. Осмотрев храм, Николай I остался недоволен написанными академиками иконами. Он приказал отказаться от этих работ и потребовать у авторов задаток. По мнению специалистов, причиной неудачи маститых художников стало то, что они не учли специфику места, где были расположены иконы, а также форму иконостаса.
Новые иконы император поручил выполнить художнику Николаю Майкову, самоучке, не имевшему никакого художественного образования. Однако и его работы не всегда удовлетворяли государя. Поэтому часть образов, написанных академиками, остались. Таким образом, в главном иконостасе оказались следующие иконы: в Царских вратах - Благовещение работы Майкова и евангелисты работы Егорова; над иконостасом в круглой раме и резном золоченом сиянии изображение Господа Саваофа работы Майкова; работами Майкова заменены центральные иконы в первом ярусе - Спасителя и Божией Матери и во втором ярусе - свв. Николая Новгородского и княгини Ольги, свв. равноапп. Константина и Елены. Также в иконостасе были: иконы ветхозаветной Святой Троицы (явление Бога Аврааму в виде трех ангелов), св. царицы Александры, свт. Николая Чудотворца, св. Александра Невского, св. апостолов Петра и Павла, Марии Магдалины, свв. архистратига Михаила и Анны Пророчицы, великомученицы Екатерины, свв. Андрея Первозванного и праведной Елисаветы. На Горнем месте находился образ работы Майкова - Взятие Божией Матери на небо с изображением апостолов.
Над алтарем устроители собора утроили сень, которую венчала надпись «Сим знаменем победиши», огромный золоченый крест и символ Духа Святого в виде голубя. Знаменитую фразу «Сим знаменем победиши», которая предрекла победу византийскому императору Константину, написал своей рукой лично император Николай на проекте иконостаса.
В 1859 году в Свято-Троицкий Измайловский собор были переданы огромные иконы работы Тимофея Неффа, предназначавшиеся для Исаакиевского собора, но затем замененные на мозаичные копии. Образы Спасителя, Божией Матери, святого Исаакия Далматского, святого благоверного князя Александра Невского, святых апостолов Петра и Павла, святителя Николая Чудотворца, великомученицы Екатерины окончательно сформировали внутренний облик храма.
Вообще, внутреннее убранство Троицкого собора было предельно лаконично и упорядочено. Старинные полковые образа сгруппировали в особые киоты, не было характерного для небольших храмов беспорядочного скопления маленьких и средних икон. Большинство икон были дарами государей или вкладами военнослужащих.
Сам храм казался очень светлым за счет обилия белого цвета, пяти световых барабанов и огромных полуциркульных окон.
Среди особо почитаемых святынь был старинный образ Воскресения Христова в серебряной ризе с мощами святых Иоанна Златоуста, первомученика архидиакона Стефана, великомученицы Варвары, а также частицей древа Креста Господня. Также прихожане особо чтили икону Успения Божией Матери и икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость».
Такова краткая, но небезынтересная, история строительства этого, безусловно выделяющегося из общего числа христианских святынь на Руси, Храма с небесными куполами.
Текстовое повествование о строительстве Храма заимствовано со страниц официального сайта Храма
http://www.izmsobor.ru