Использованная фототехника
Обычно я в эту сферу не углубляюсь. В отчёте есть снимки, и они говорят лучше всяких слов. Но в этот раз можно отступить от этого правила, поскольку именно техническая составляющая фотографического сопровождения подверглась принципиальным переменам.
Традиционно, в «ответственные» отпуска я всегда таскал с собой 2 зеркалки Пентакс, одну свою, и одну брал у друзей. В разные годы это были К-м + К200Д, К-м + К10Д, К-м + К-5іі, К-5іі + К20Д, К-м + К-3. Не смотря на то, что камеры частенько бывали из очень разных «весовых категорий», общность байонета и основных инженерных и эргономических решений здорово упрощала пользование и повышала надёжность. Что касается оптики, то чаще всего это были 4 объектива: 15 ltd, 21 ltd, *60-250 и Пентакс 18-250 либо полностью аналогичный ему Тамрон 18-250.
Всё это отлично себя показывало, но прогресс не стоит на месте, зеркалки медленно, но неотвратимо уходят в историю, и в начале этого года я, наконец, морально дозрел к покупке «серьёзной» беззеркальной камеры, а именно, Ricoh GRIII, параллельно начав неспешную распродажу лишней оптики на байонет «К» (на данный момент уже продан 21 ltd). Камеру долго ждали (предыдущая модель выпускалась целых 5 лет, что по современным меркам просто вечность), в интернете примерно за пол-года до начала продаж начали появляться обзоры и тесты предсерийных экземляпров от штатных обзорщиков фирмы - короче, покупательский интерес методично и со знанием дела подогревался. Мой интерес подогревать нужды не было, я и так понимал, что она мне подойдёт (как-никак, скоро 30 лет, как активно снимаю), хотелось только убедиться в технических возможностях. Обзоры показывали, что возможности хорошие. Даже отличные. Местами, пожалуй, даже неправдоподобно отличные. Короче, даже с поправкой на то, что для промо-обзоров снимки вылизываются до блеска - возможности камеры представлялись очень высокими.
Мне посчастливилось найти контакты киевских официалов Пентакса, в частности, Андрея Реутова, он согласился принять заказ (даже без предоплаты), и отработал превосходно - буквально через 2 дня после мирового старта продаж я уже забирал камеру из ближайшего отделения «Новой почты». Да не просто камеру, а в комплекте с широкоугольным конвертором (+ 300 долл) и оптическим видоискателем (подарок от фирмы первым покупателям).
Как сказал Андрей, в первой поставке фирма «Рико» выделила на Украину аж 2 экземпляра новой камеры. Один из них официалы оставили себе для всяких там выставок-презентаций, а другой купил я. Первый в Украине частный владелец Ricoh GRIII. «На скорость не влияет», но приятно, чёрт побери.
Итак, машинка приехала, до отпуска оставалось ещё порядка 20 дней, я приступил к её освоению.
Описывать достоинства не буду. Для этого есть штатные обзорщики, они за это зарплату получают. Расскажу о недостатках и/или особенностях, которые неочевидны на этапе выбора даже для опытного пользователя.
Чтобы зря не педалить клавиатуру, сразу определимся, что есть «недостаток». Я не отношу к недостаткам параметры, неизбежно вытекающие из класса камеры, и то, что однозначно понятно из публикуемых производителем ТТХ. То есть, глупо пенять на отсутствие зума, если об этом заранее известно. Кому критичен зум, эту камеру просто не купит. То же касается особенностей хвата и эргономики: размеры известны, форма корпуса известна - понятно, что ожидать ухватистости К-3 здесь не приходится.
В эту же категорию отнесём особенности, на которых производитель не акцентирует внимание, но которые были описаны обзорщиками задолго до поступления камеры в продажу. Это, в частности, малое количество кадров на одной батарее.
Итак, первая неожиданность, с которой пришлось столкнуться, это отсутствие поддержки файлов GRIII фирменным софтом. Диска в комплекте поставки не было, официальный сайт также не предлагал скачать обновлений для родного софта для поддержки GRIII. Я с 2009 года конвертировал файлы «родным» софтом, и, откровенно говоря, подзабыл навыки работы в других программах. Поэтому, первые пробы я снимал в джипег, пока не нашёл Фотошоп в комплекте с ACR и не вспонил, что тут к чему. Надо сказать, результат вполне оправдал эти усилия: «фирменная» цветопередача сохранилась, при этом, скорость обработки в ACR повыше, а инструментарий обширнее, воможности гибче. Короче, на преодоление этого недостатка у меня ушёл примерно месяц и сейчас я почти не ощущаю неудобств, связанных с отсутствием поддержки камеры фирменным софтом. «Почти», потому что объектив имеет достаточно заметную виньетку, а также и дисторсию («бочка» весьма непростой формы), и в определённых ситуациях их надо бы убрать - и хорошо бы иметь такую возможность «на автомате», но ACR этого не может. Особенно усугубляется проблема при использовании ШУ-конвертора.
Вообще, с ШУ-конвертором связан целый ряд замечаний.
Во-первых, совершенно неудовлетворительная программная поддержка софтом самой камеры. Конвертор имеет электрические контакты и камера знает, когда он установлен. Благодаря этому, она корректно пишет в exif фокусное расстояние, правит бочку и виньетку в камерном джипеге....но перестаёт уходить в «спящий» режим. То есть, если на камере без конвертора некоторое время не делать никаких манипуляций, она сначала погасит экран, а чуть позже задвинет объектив и выключится. При надетом конверторе камеру можно только принудительно выключать, сама она не засыпает. При чём, сейчас уже 3-я версия прошивки - проблема не устранена. Позор.
Во-вторых, мне не нравится, как реализовано байонетное крепление конвертора к камере. Я привык, что байонетный объектив невозможно посадить на камеру неправильно, не до конца, с перекосом и т.п. Он или зафиксирован, как положено, либо не наделся и вы это чётко понимаете. Здесь же я пару раз ставил конвертор с перекосом, он как бы фиксировался, но пару раз чуть не упал, а один раз - таки упал, слава богу, очень удачно, без последствий.
В-третьих, сама пружинная защёлка-фиксатор на байонетном узле конвертора. Она какая-то хлипкая. Вот не вызывает ощущения надёжности. В отличие, опять же, от аналогичных деталей привычного байонета «К», где можно десятилетиями пристыковывать-отстыковывать объективы, и ничего не изнашивается, и даже не разбалтывается.
Наконец, в-четвёртых, откровенно непродуманно реализована бленда на ШУ-конверторе. С одной стороны, именно бленда из толстой резины спасла конвертор от серьёзных повреждений при падении (см выше). С другой - «лепестки» явно можно было сделать более выступающими, а фиксацию этой резинки предусмотреть более плотную. Она ж постоянно сбивается. Строго говоря, не вижу вообще ни одной причины делать её съёмной. Будь она сделана единой деталью с оправой конвертора - было бы только лучше.
Вот такая картина: все серьёзные замечания крутятся вокруг ШУ-конвертора. Если вы не намерены им пользоваться, то для вас Ricoh GRIII практически лишена недостатков. У меня же картина другая: я люблю широкий угол и с конвертором использую эту камеру чаще, чем без. Более того, я не знаю широкоугольников на 21мм эквивалентного фокусного со светосилой 2,8, таким оптическим качеством, полностью автоматических, и всего за 300 долл. И тут я таки не удержусь, скажу пару хвалебных слов. И в первую очередь об оптике. Дабы не быть голословным - с примерами.
Итак, вот полный кадр
А вот 100-процентные кропы из него:
Угол
Центр
Впечатляет? Меня тоже.
Здесь самое время кому-то возразить, мол, такое разрешение вообще избыточно, никому не нужно, и на художественный уровень не влияет.
Да, не влияет. Но нужно. Мне, во всяком случае. Это же супер-удобно - снять один общий вид, и потом разглядывать любые мельчайшие фрагменты. В каждом отпуске таких ситуаций набегают десятки.
Аналогично с ШУ-конвертором:
Весь снимок
Угол
Центр
Как видим, оптическое качество не страдает (справедливости ради, отмечу, что в самых-самых углах да на диафрагмах шире 4 проблемы можно разглядеть, но вот это уж точно не имеет практического значения).
Вот такая вот машинка. На неё снято порядка 2/3 кадров в этой поездке. Зеркалка используется в основном с телевиком *60-250, и только когда Рико на подзарядке, может использоваться с 15 ltd. Увы, этот объектив (с 2010-го по 2018-й основной у меня) на фоне оптики Рико существенно сдал свои позиции в моих глазах. Всё познаётся в сравнении…