Соцгородок Харьковского тракторного завода

Oct 07, 2018 21:58




Толчком с появлению этой записи послужила всё более массовая застройка Харькрова современными жилмассивами, которые, такое впечатление, проектируются с единственной мыслью: продать максимум квадратных метров жилплощади на минимуме земной поверхности. Увы, вслед за Киевом, Харьков перенимает эту извращённую концепцию, в результат которой появляются дома вроде и хорошего качества, и с квартирами удобной планировки - но натыканные как спички в коробке, буквально окна-в-окна, а на прилегающей к ним территории нет места даже для нормальных детских площадок, не говоря о школе, двух-трёх садиках, полноценном стадионе и прочих составляющих продуманного жилмассива.

Однако, так строили не всегда и буквально под боком есть образцы исключительно продуманной градостроительной политики. Корочем, воспользовавшись погожим октябрём, мы решили прогуляться в районе ХТЗ.

Изначально цель была бродить по симпатичному бульвару, который протянулся вдоль всего Индустриального проспекта,



но аппетит приходит во время еды, и в первый день мы зацепили ещё и промзону, а в следующие выходные приехали ещё раз, чтобы "досмотреть".

Надо сразу сказать, что среди харьковчан данный район пользуется дурной славой, и уж во всяком случае, не ассоциируется с историческим наследием, достойным специального внимания. В данной записи постараюсь показать ошибочность этого мнения.
Итак, в чём же "изюм" района ХТЗ и откуда взялся термин "соцгород"?

Закладывался он одновременно с заводом как полностью самодотаточный жилмассив. Это сейчас ХТЗ один из районов города, и не самый периферийный. А на тот момент от окраины Харькова до завода было аж 8 километров, до появления здесь ветки метро было ещё 50 лет, и предполагалось, что работники завода должны иметь возможность решать подавляющее большинство бытовых проблем "по месту", без необходимости ездить в "старый" Харьков.
Промзона предполагалась масштабная - целых 12 заводов вплотную друг к другу - а в комплекте с ней строился жилмассив, аккуратно рассчитанный на соответствующее масштабам заводов количество жителей.
Всё это и породило новый тип городского района - тот самый соцгордок, где предусмотрено всё необходимое для полноценной жизни, и в количестве, соответствующем плановой численности жителей. Проектировалось это всё 90 лет назад, но и сейчас концепция восхищает. Достаточно сказать, что дворы здесь просторные и зелёные (шутка сказать - при проектировании закладывалось 20 м.кв. зелёной зоны дворов на каждого жителя!), дома не угнетают безликостью, количество школ и детсадов сответствует проектной численности населения, и расположены они все в шаговой доступности, есть стадионы, бассейны, парки, скверы, дом культуры, дворец бракосочетаний, а Дворец пионеров ХТЗ располагает даже собственной обсерваторией.

Жилфонд, конечно, уже ветхий, на 80 лет службы его никто не расчитывал, но нельзя не отметить, что даже в при проектировании простецкого жилья для рабочих не пренебрегали некоторыми элементами дизайна, дома инидивдуальны, в отличие от типовых хрущёвок или блочных девятиэтажек более поздего периода:







Аптека "Доброго дня" вызвала в памяти погребальную контору "Милости просим" из известной книги:



Наибольший интерес представляют два жилых дома - по улице Мира 20 и улице Библика 19 - которые в комплексе составяют квартал со всей полагающейся инфраструктурой:

Торец дома по ул. Мира 20



Ландау здесь никогда не жил, но рисунок хороший, пусть будет :-)

По соседству современный дом. По видимому, это единственный здесь прецедент "уплотнения" застройки 30-х годов:



Обратите внимание на арку: это не въезд во двор, это полноцення улица. Вообще, для района ХТЗ характерно множество мелких улочек. Они малозагружены и до сих пор спокойо обходятся без светофоров, а водители избавлены от необходимости пользоваться крупными магистралями  с их пробками и прочими прелестями мегаполиса.

Двор дома по Мира 20 тянет на полновесный парк как размерами, так и благоустройством:











Из-за сложной конфигурации дома в его дворе можно выделить, если можно так сказать, субдворы:



Самопально нарощенные балконы (хорошо, хоть не с фасадной стороны):



Центральная въездная арка:



Не удивлюсь, если дому полагалось собственное бомбоубежище:



На фасаде, выходящем на проспект архитектора Алёшина, сохранились элеметны декора, избежавшие "декоммунизации":





Когда-то в этом доме жили мои знакомые, ни малейшей проблемы не составляло напроситься посмотреть, как оно там внутри, но я тогда не интересовался, а сейчас они переехали...эххххх.....

Дом 19 по улице Библика чуть попроще, но тоже интересен. В центральной его части располагался Детский клуб ХТЗ (это помимо Дома пионеров ХТЗ)





Элементы оформления:



Между подъездами запроектированы переходы на уровне 3 этажа:



Мы заглянули в подъезд



но, к сожалению, попасть в переход не удалось, вход туда через квартиры.

Даже со стороны двора архитекторы постарались придать какое-то оформление:





А это уже соверменный собственник помещения первого этажа проявил фантазию:



Как и дом 20 по улице Мира, 19-й по улице Библика главным фасадом обращён к парку, только не имени Маяковского, а к Тракторозаводскому скверу, прямо к памятнику первому трактору ХТЗ:











Здание стоматполиклиники между домами № 20 по улице Мира и 19-м по улице Библика:



Сценка на рынке ХТЗ:



В таком стиле выполнены несколько общественных зданий в районе (детские сады и некоторые другие). Ведь могли, когда хотели...:



Если персечь главную здешнюю транспортную магистраль - Московский проспект - попадаешт в крупнейшую в городе промзону.
В отличие от жилмассива, где некоторыре элементы современности присутствуют, район собственно заводов - чистый back in USSR. Относительно прилично выглядит только фасад главного админкорпуса ХТЗ:





в остальном же - протянувшиеся на многие сотни метров заводские заборы, выщербленный асфальт, волнистые трамвайные пути





Золотая осень при хорошй погоде облагораживает любой пейзаж, а вот попасть сюда в тёмное время да под хорошим дождём...

Удивило интенсивное трамвайное движение: воскресенье, середина дня, а они ходят с интервалом максиум в 5 минут. Пустые. Да ещё по 2 вагона. Для кого?..





С "промышленой" на "жилую" сторону Московского проспекта можно попасть как по поверхности, так и по подземному переходу, который здесь очень длинный, метров 300, и это неспроста: вдоль линии заводов идёт защитная лесополоса, отделяющая заводы от жилых домов. Это заложено в планировке города ещё с 30-х годов, времени закладки ХТЗ, и это круто уже само по себе. Потом, когда в 70-х стоили метро, станцию построили максимально близко к заводам, но один из выходов снабдили длинным подземным переходом, чтобы люди шли не по поверхности - по лесопосадке, под снегом и дождём - а под землёй, по сухому и освещённому переходу



Вот так выглядит продуманная градостроительная политика, вполне очевидная для архитекторов и чиновником 30-х годов, но выходящая за рамки понимания нынешних застройщиков.

Харьков, 2018

Previous post Next post
Up