Балтика-2018 "Ганзейский союз, кирпичная готика, песок, сосны и вот это всё..." День восьмой, ч. 1

Jul 14, 2018 21:13




День 8-й. Штральзунд
Часть 1. Цель поездки

Номинальный «экватор» поездки был позавчера, но смысловой эпицентр планировался на сегодня. Ганзейский город Штральзунд интересен и сам по себе, но для тех, чьи путешествия начались с книг Жюля Верна, и советских кинопостановок по ним - однозначный «маст хэв».

Но сначала нам надо было заправиться пропаном. На Рюгене с этим проблемы нет, мы завернули на ближайшую по пути заправку, подсказанную сайтом mylpg.eu - в городке Путбус, прямо возле ж.д. станции. Тут пришлось повозиться.
Во-первых, в развитых странах Европы (тех же Франции, Германии и др) на газовых заправках самообслуживание. Обучение, инструктажи, спецодежда, рукавицы и всё, что у нас вынуждает держать на АГЗС заправщика - здесь остаётся на совести владельца авто. На первый взгляд, странно и даже рискованно - но, видимо, их статистика показывает, что опасения преувеличены. На колонке приклеены пошаговые инструкции по заправке - на немецком, польском и - надо же - русском языках. Однажды потратив на изучение этих шпаргалок 5 минут, можно уверенно и безопасно заправлять свой авто, единственное, для носителей маникюра рукавицы всё будут не лишними.
Во-вторых, в Германии заправочный штуцер несколько иного стандарта, и для пришельцев с востока потребуется переходник. Переходник, впрочем, как правило, есть у кассира.
Но тут возникает «в-третьих»: если в точках массового пребывания туристов работники торговли хотя бы пытаются изъясняться по-английски, то здесь, на обычной заправке вдали от побережья, к знанию английского ничего кассира не мотивирует.
Впрочем, мои слова «газ штуцер», подкреплённые жестом, как-будто я что-то куда-то вставляю с проворотом, он понял и достал из-под прилавка кейс с шестью разными переходниками. Блин, полный набор всех мыслимых стандартов - это, конечно, хорошо, но который из них мой? Пришлось напрячь зрительную память, и в итоге правильный переходник я нашёл с первой попытки. Возвращаюсь к колонке, совершаю действия согласно инструкции - нифига. Вторая попытка, третья - эффект тот же, колонка не качает. Снова иду к кассиру, тычу пальцем на колонку, мол, «проблем» - он выходит, делает те же действия, что и я, получает тот же нулевой результат. Чешет затылок, какой-то комбинацией кнопок «перезагружает» колонку, и она, наконец, начинает качать. Ффуххх…
Вся эта эпопея с заправкой съела порядка получаса, Лена с Кириллом тем временем успели прогуляться на ж.д. станцию и вышли под впечатлением. Но с учётом времени, потраченного на заправку, я решил не отвлекаться, и мы целеустремлённо двинулись в Штральзунд.

По пути сюда мы с междугородней трассы въезжали на остров по современому мосту, который транзитом проходит над исторической частью Штральзунда. В этот раз мы решили ехать по старому.
Они идут практически параллельно, но со старого удобнее сворачивать в центр





Городок небольшой, мы легко проехали в район старого порта и как-то интуитивно нашли многоэтажную платную парковку. Оплата почасовая, но не более 10 евро в сутки (мы на эту величину и настояли).
В принципе, физически можно найти места для парковки и вдоль улиц, местные так паркуются, но, я так понял, для этого необходимо какое-то специальное удостоверение. Во всяком случае, знаки, обозначающие зоны парковки, содержали какие-то поясняющие таблички, из текста на которых я узнал только слово «аусвайс».

Пристроили машину, оглядываемся…
Таки да, кирпичная готика, причём, и в современных зданиях





Неподалёку подъёмный мост.



Вот он начинает опускаться



Мост опущен, с той стороны открыт шлагбаум, пешеходы с того берега дошли до нашего и…дисциплинировано остановились в ожидании, пока поднимется шлагбаум уже с этой стороны…



Абсолютно лишённая смысла задержка, но лишь один из них позволил себе поднырнуть под шлагбаум и пойти дальше по своим делам - наверное, не местный…

Переходим мост, и становится видна символическая цель поездки.



Узнаёте?





А если так?



Гордость немецкого кораблестроения, звезда советского приключенческого кино и, чего уж там, позор независимой Украины.
Барк «Горх Фок» построен в Гамбурге в 1933 году как учебное судно



Первым портом приписки стал Штральзунд. По завершении 2-й Мировой войны в счёт репараций передан СССР, в составе советского флота был приписан к Херсонскому порту также в качестве учебного судна. Использовался в съёмках более чем 40 художественных фильмов, от «Максимки» (1952г) и «Алых парусов» (1961г) до «Узника замка Иф» (1988г), в том числе замечательного «В поисках капитана Гранта». Участвовал в массе международных регат, где неоднократно занимал первые и призовые места. Однако, не перенёс безденежья в независимой Украине, постепенно ветшал и в 1995 году был отбуксирован в Ньюкасл, Англия, для квалифицированного осмотра и ремонта. Британские специалисты насчитали смету в 2 миллиона фунтов, к чему собственник - Министерство образования Украины - конечно же, был не готов. Более того, техническое состояние корабля уже не позволяло ему выходить из порта. В итоге, команду вывезли в Украину, а легендарный парусник оказался просто брошен в Англии…

Только мне берегов не видать и земель,
С хода в девять узлов сел по горло на мель,
А у всех молодцов благородная цель,
И в конце-то концов, я ведь сам сел на мель!

И ушли корабли, мои братья, мой флот,
Кто чувствительней, брызги сглотнули.
Без меня продолжался великий поход,
На меня ж парусами махнули.

И погоду, и случай безбожно кляня,
Мои пасынки кучей бросали меня.
Вот со шлюпок два залпа, и ладно -
От Колумба и от Магеллана.
Несколько британских организаций пытались взяться за его восстановление, но ни один проект, что называется, «не пошёл»…К 1999 году барк пришёл в полный упадок

Я пью пену, волна не доходит до рта,
И от палуб до дна обнажились борта,
А бока мои грязны - таи, не таи,
Так любуйтесь на язвы и раны мои!

Вот дыра у ребра, это след от ядра,
Вот рубцы от тарана, и даже
Видны шрамы от крючьев,-
Какой-то пират мне хребет
Перебил в абордаже.

Киль, как старый, неровный гитаровый гриф,
Это брюхо вспорол мне коралловый риф,
Задыхаюсь, гнию, так бывает:
И просоленное загнивает.
Сохранился и дожил до наших дней корабль только потому, что попал в поле зрения одной немецкой организации активистов парусного флота, которая его сначала отреставрировала, а затем и выкупила. В итоге, парусник был возвращён в Штральзунд как первый порт приписки, где и находится на данный момент в качестве музея.

Цена входного билета адекватная по нашим меркам, и просто халява по здешним



Я впервые оказался на борту настоящего парусного судна и был впечатлён изобилием шкотового хозяйства.
Блоки, вороты и верёвки-верёвки-сплошные верёвки всех типов и сечений























Не хочу даже представлять себе, что происходит на палубе, когда надо, допустим, поменять галс при сильном ветре. Подхватит и вышвырнет за борт, даже фамилии не спросит.

Подход к реставрации был, если можно так выразиться, эклектичным: что-то приводили к исходному состоянию











но и немало элементов советского периода сохранили















особенно, что касается навигационного оборудования, средств связи









Матросский кубрик





Подытоживая посещение, скажу, что в восторге мы были все трое.



И когда Кириллу подойдёт время читать Жюля Верна, надеюсь, эта экскурсия свою роль сыграет.

автотуризм, Ганзейские города, Остров Рюген, 2018, Балтика, Германия, технические музеи, Штральзунд

Previous post Next post
Up