Остров Сахалин - Свистки из 2011-го

Jan 28, 2016 17:25

Все мои предыдущие записи о Южно-Сахалинске носили характер заметок об увлекательной поездке. Эта будет совсем иной.
К концу 2015 российских экспертов как прорвало: все наперебой стали рассказывать, что ещё 3 года назад налицо были предвестники кризиса и только слепой их не видел, что российская экономика недопустимо сильно зависит от экспорта нефти/газа, что материальный достаток предыдущих «жирных годов» суть незаслуженная халява в виде высоких мировых цен на нефть, а отнюдь не заслуга россиян, что теперь придётся надолго умерить потребительские аппетиты… Сценарии от пессимистичных до апокалипсических вдруг стали чуть ли не модными. Конечно же, первым делом при прочтении таких аналитиков вспоминается расхожая фраза про «умный, как моя жена потом». С другой стороны, вполне могу понять: когда всё хорошо и бабло само прёть, критический взгляд на реальность не особо востребован. В связи с этим, вспоминаю свои ощущения 2011 года после месячной командировки в Южно-Сахалинск: даже не будучи специалистом, отметил тогда для себя особенность российской действительности, которые в 2015 как раз и «выстрелили».

Никаких специальных исследований, понятное дело, я там не проводил, просто, свежий взгляд и бытовая логика. И, конечно, склонность к критическому взгляду на реальность: ведь многие мои знакомые харьковчане, казалось бы, так же наблюдающие Россию «извне» и имеющие те же исходные данные для анализа, просто отмахивались, когда я начинал излагать свои соображения - мол, что за глупости, там такая мощь, такая экономика, такие ресурсы, они могут перекрыть вентиль и вся Европа замёрзнет, такая армия, они пол-мира на мушке держат, а с таким эффективным руководителем, как Путин, скоро будут держать весь.
Итак, что было заметно невооружённым глазом тогда, но по-настоящему проявило себя только сейчас.

Ключевое наблюдение состояло в том, что в России экономика работает «наоборот».
Если по общему правилу бизнес создаёт некий продукт, зарабатывает, платит з.п. и налоги, с которых содержится госаппарат, бюджетники и пенсионеры - то в РФ происходит добыча и продажа природных ресурсов, с этих доходов содержится весь бюджетный сектор и пенсионеры, а уж они несут свои деньги на потребительский рынок, создавая спрос и поддерживая таким образом предпринимательский сектор экономики. А поскольку нефтяные доходы позволили поднять уровень содержания учителей и пенсионеров очень существенно, а различного рода силовиков - вообще в разы, то и весь частный бизнес, от торговли импортными деликатесами до организации местной сборки брендовой бытовой техники и автомобилей, получил огромный платежеспособный спрос и толчок к развитию.
Да, понятно, что формально добыча и экспорт сырья тоже отрасль национальной экономики - но по сути это проедание некоторых ресурсов некоторой территории, к возникновению которых население этой территории не имеет никакого отношения. И к скачкообразному росту мировых цен на эти ресурсы - тоже не имеет. Т.е., усилий нет, а доход есть, и доход, если судить украинскими мерками, огромный. Поэтому, для стороннего наблюдателя такая модель экономики выглядит как паразитирование на случайно свалившемся рентном доходе, а не как заслуженный результат многолетнего труда и грамотных инвестиций.
Но именно для стороннего - в многочисленных беседах с местными совершенно чётко прослеживалось, что они воспринимают эту благодать 2000-х годов как вполне заслуженную, мысль о рачительном её использовании, о том, что она может закончиться, о создании задела на будущее не возникает. Тут мы переходим ко второму ключевому наблюдению - непонимание принципиальной ущербности такой модели экономики и отсутствие к-либо мероприятий, которые можно было бы охарактеризовать как отход от нефтяной зависимости, долгосрочная стратегия, инфраструктурные инвестиции и всё такое прочее. В этой части мои выводы сложились на основе массы факторов, каждый из которых сам по себе не говорит ни о чём, но будучи взяты в комплексе они дают новое качество понимания.

Непонимание принципиальной ущербности рентной модели экономики видно не только на бытовом, но и на официальном уровне. Например, сайт администрации Сахалинской области сообщает:
«Промышленность занимает ведущее место в экономике и формировании доходов Сахалинской области.
Экономика Сахалинской области всегда имела четко выраженную хозяйственную специализацию. Ее основу составляли рыбная, лесная и топливная отрасли промышленности. В последние годы, в связи с реализацией шельфовых проектов, динамичное развитие получила нефтедобывающая отрасль, что сказалось на значительном увеличении удельного веса промышленности в общем объеме валового регионального продукта.»
Это при том, что максимальная для Сахалина степень переработки ресурса перед продажей - это (только не смейтесь) перевод природного газа в сжиженное состояние. Данную высокотехнологичную операцию осуществляет гордость местной промышленности - построенный совместно  с Японией суперсовременный проект «Сахалин-Энерджи». Здесь же сжиженный газ заправляется в суда-газовозы и…правильно, экспортируется в Японию:



Нас такое понимание «промышленности» только улыбает - а с их колокольни всё выглядит правильно и закономерно: Россия благодаря сырьевым запасам имеет вес в мире, нефть всё дороже, зачем что-то менять.
Итак, небольшая подборка абсурдных фактов в подтверждение тезиса номер 2:
- остров Сахалин десятилетиями добывает и экспортирует огромное количество углеводородного сырья. При этом на самом острове нет нефтеперерабатывающего завода, который обеспечивал бы хотя бы собственные нужды. В итоге, бензин завозится с «материка» и стоит ощутимо дороже, чем во Владивостоке.
- остров Сахалин имеет промышленные мощности по сжижению пропана. При этом в 2011 году на острове как класс отсутствовали газовые АЗС и автотранспорт с ГБО (поиск по интернету показал, что первые упоминания о намерении охватить остров сетью газовых АЗС относятся к марту 2015 года)
- явная диспропорция между доходами населения и состоянием инфраструктуры общего пользования. Судя по количеству автомобилей, по активности в торгово-развлекательных заведениях, деньги у людей есть (напоминаю, я описываю 2011 год, что там сейчас, не знаю). При этом, техническое состояние городского водоканала ничем не лучше, чем в среднем украинском райцентре, техническая политика состоит в ежедневном латании дыр, сколько-нибудь серьёзных долгосрочных вложений не делается (я туда ездил именно по линии водоканала). Ну как вы оцениваете тот факт, что руководство водоканала купило грузовик КамАЗ только потому, что он изначально дешевле? Даже у нас грамотный директор водоканала предпочитает пусть в кредит, пусть в лизинг, но использовать технику Вольво, потому что эффективность её работы компенсирует все переплаты. А уж на Сахалине, где под боком бездонный вторичный рынок японской и южнокорейской техники, а запчасти на КамАЗ, наоборот, надо заказывать…
Или взять жилой фонд: мероприятия по утеплению многоквартирных жилых домов проводятся, но если у нас для этого используются специальным теплоизоляционные материалы и люди не ленятся хотя бы снаружи покрасить этот слой теплоизоляции, то в Южно-Сахалинске внешние стены многоэтажек не мудрствуя лукаво обшиваются досками (см на заднем плане. Немного не в фокусе, но, думаю, видно):



Даже этот позор делается жильцами сугубо в индивидуальном порядке. Городские власти осилили облицевать фасады домов вдоль центральной улицы:



но это не более чем пластиковый марафет - никакой теплоизоляции под этими декоративными пластинами нет. Хотя климат там, прямо скажем, не средиземноморский, и экономия на отоплении может быть очень значительной. Вот как выглядят те же дома со двора:



Сколько-нибудь внятной программы по модернизации жилфонда нет. Деревянные бараки, небось, ещё первых послевоенных годов постройки эксплуатируются как жильё, и никого это не смущает. Это отнюдь не захолустье - буквально пару остановок на автобусе от центральной площади:





- зашёл в продуктовый магазин, услышал разговор двух хозяек о том, что куриные окорочка лучше всего брать Старо-Оскольской птицефабрики. Старый Оскол - это, на минуточку, Белгородская область, 7 тысяч км, если по прямой. Что, неужели нигде ближе не налажено конкурентоспособное производство мяса птицы?
- местный житель, который катал меня на машине по окрестностям, рассказал, что по весне, когда начинает снеготаяние, некоторые дороги от Южно-Сахалинска к ближайшим райцентрам перекрывают как непроезжие. Т.е., дороги в райцентры буквально в радиусе 30-50 км от областного центра ежегодно становятся непроезжими. Уже много десятилетий подряд. А что тогда в 100 километрах севернее?..
И масса подобных частностей, однозначно свидетельствующих, что всё вырученное от экспорта ресурсов вкладывается куда угодно, но только не в перспективу. Как хотите, а в моём понимании это уже тогда не вязалось с образом страны, динамично развивающейся под руководством грамотных хозяйственно-мыслящих людей. Скорее, вязалось с образом временщика, который уедет, как только иссякнут ресурсы. Реальность оказалось несколько иной - ресурсы сохранились физически, но в разы подешевели - однако, результат тот же: источник внезапно иссяк, а замены ему нет.
И в завершение: если вдуматься, Сахалинская область, это очень «среднестатистический» для России регион. Не столица, не центр цивилизации, но и не откровенно депрессивная глубинка; живёт с самого типичного для России источника дохода. В общем, вполне себе валидная база для обобщений. Реалии 2015 года это полностью подтвердили.

2011, тематические фотоподборки, РФ, Остров Сахалин

Previous post Next post
Up