Заводской музей JAWA и CZ

Feb 27, 2015 03:02




Перебирая архивы, наткнулся на сьёмку из заводского музея JAWA, который я посетил в октябре 2012 года.

Сейчас вспоминать это несколько комично, но идея разыскать и посетить музей чешской фирмы возникла, когда в рамах 8-дневной поездки в Прагу мы решили на денёк махнуть Дрезден ;-) В Дрездене вместо стереотипного для туриста-однодневщика просмотра Сикстинской мадонны мы пошли в Музей транспорта. Этот музей сам по себе достоин самых восхищённых отзывов и отдельного рассказа, а здесь важно, что в зале мототехники там было несколько моделей JAWA и CZ. А дело в том, что до 1986 г у нас в семье был Ява-350 классического вишнёвого цвета, с которым у меня связаны воспоминания детства и всё такое. Короче, увидев в Дрездене "Явы" и "Чезеты", я загорелся.

До отлёта из Праги оставался ещё один полный день, поэтому немедленно по возвращении в гостиницу администратору было уплачено за интернет и я засел за поиски. Препятствий было 2: крайне медленный и постоянно обрывающийся интернет, и практически полное отсутствие информации на русском и английском языках. В результате компиляции несколько русско- и англоязычных текстов, а также чешской карты и комбинированного сайта Чешских железных дорог и междугородних автобусов http://jizdnirady.idnes.cz/vlaky/spojeni/ (чем-то это напоминало сопоставление трёх обрывочных записок из "Детей капитана Гранта") уже сильно за полночь было установлено, что надо ехать на электричке от Главного вокзала до станции Бенешов, а от неё порядка 3 км как-то добираться до населённого пункта Конопиште, где и расположен музей. Точного адреса или крупномасштабной карты с крестиком "музей здесь" найти не удалось.
Необходимость ехать на электричке не пугала, т.к. за несколько дней до этого мы ездили в Кутну Гору, и тоже с Главного вокзала. В принципе, в Чехии автобусы ездят быстрее электричек истоят дешевле, но направление на Бенешов совсем не бойкое, рейсов мало и по времени рейсов туда и обратно автобус нас никак не устраивал. Поэтому быстро приехали на вокзал, быстро заняли очередь в кассу, сказали кассирше нужные заранее заготовленные слова на чешском (Прага-Бенешов и обратно, два взрослых, сегодня), рассчитались "Визой" и, собственно, поехали.
Дорога на электричке занимает чуть более часа. Станция - захолустье захолустьем. С трудом нашли человека, у которого выяснили общее направление на Конопиште, и пошли. Но городок маленький, станция находится на окраине как раз со стороны Конопиште и заблудиться, по большому счёту, невозможно. Надо всего лишь идти по главной дороге, которая в нужном направлении единственная. Ориентиры следующие: сначал вдоль путей по ходу поезда, потом поворачиваем налево и по мосту переекаем пути, потом проходим мимо молокозавода "Данон", а там уже и заканчивается Бенешов и дальше дорога одна. Дорога идёт через очень живописную сельскую местность (поле и лес, в котором даже бегают не слишком пуганные фазаны), поэтому, при хорошей погоде можно смело рекомендовать пеший вариант. Тем более, что автобусов Бенешов-Конопиште мы не встретили.
Шли мы, пока дорога неожиданно не упёрлась в асфальтированну площадку диаметром метров в 100, на которой паркуются экскурсионные автобусы, а по периметру расположены киоски с едой-питьём и сувенирами. Блин, обнаружить на финише нашего самодеятельного и проделанного в полном одиночестве маршрута раскрученый туристический объект с налаженной автобусной доставкой было ну совсем неожиданно. Постепенно выяснилась информация, которая как-то проскочила мимо при сборе даных о музее: в Конопиште есть некий "средневековый замкок" (после музея мы прогулялись по этому "замку" - загородняя усадьба какого-то феодала, красивейшее место у лесного озера, но фортификацией и мрачным средневековьем там и не пахнет). Короче, как альтернативный вариант добраться до музей можно попытаться прибиться к тургруппе, едущей в замок Конопиште.
Спросили местных торговцев про музей, они махнули рукой направо-вперёд (если смотреть по ходу движения приходящего из Бенешова). Оказалось, что сразу за асфальтированной площадкой протекает вот такая символическая речушка, через которую перекинуты мостики:



а на другом берегу за деревьями прячется совершенно неприметное одноэтажное здание откровенно барачного вида. Входную дверь и даже символику JAWA мы отыскали, но дверь была закрыта и признаков жизни из здания не доносилось. Пришлось обойти с обратной стороны и постучать в служебный вход. Здесь повезло больше: через некоторое время нам открыла девица с явно заспанным лицом, на очень ломанном английском назвала цену за вход (не помню, какую, но дёшево), впустила внутрь, закрыла за нами дверь, явно не надеясь на следующих посетителей, через служебные помещения провела в помещение музея, зажгла свет и оставила одних...
Должен признаться честно, первая мысль была "И ради вот этого мы пёрлись час на электричке а потом ещё пешком?..."
Тому, что мы увидели, больше подходит определение "склад", а не "музей": очень небольшое помещение, плотно-плотно, в 2 яруса заставленное самой разнообразной мототехникой и даже автомобилями...изделия марок Praga, JAWA и CZ самых разных годов и типов стоят вперемежку, какая-либо логическая группировка экспонатов отсутствует...есть и экспонаты, совершенно не имеющие отношения к чешскому мотоциклостроению... чтобы просто пройти по залу, приходится протискиваться, а уж обойти и осмотреть экспонат с разных сторон и вовсе как правило невозможно... плюс, освещение отвтратительное.... Не люблю выставлять фото себя любимого, но это у меня единственное, дающее представление об интерьере:





Когда первый шок прошёл и мы осмотрелись, начало просыпаться любопытство, а память помаленьку стала выдавать разрозненные факты об увиденном. Несомненно, человеку, хоть немного знающему историю марки, здесь есть, на что посмотреть. В самом центре относительно обособленно (вокруг аж метр свободного пространства) стоит, надо полагать, жемчужина коллекции - "Чезет-500-Ватикан" - спецпартия "Чезет-500", изготовленная для использования в кортежах Папы Римского (именно возле него я стою на фото выше). Отличалась окраской в белый цвет и позолотой тех деталей, которые обычно хромированные:






Очень любопытны экспериментальные и мелкосерийные модели. Например, попытка имплантировать оппозитный двигатель и дисковый передний тормоз в хорошо знакомую у нас конструкцию Явы-350-634:



Или вот такой мотоцикл по заказу армии одной из скандинавских стран - окраска хаки и лыжи :



Модели из самого раннего периода, когда бренда JAWA ещё не было, была Praga:







Мотороллер очень оригинального и по сегодняшним меркам дизайна:





Попытка футуристического дизайна (как его понимали в 60-х):



Само собой, есть и модели, хорошо известные в СССР (кстати, любопытно, что боковых колясок нет ни одной, что странно: это ведь тоже весомая часть образа массового среднего мотоцикла тех лет):







А вот техника тех же лет, но серьёзной кубатуры (на вид, прикидываю, 500 куб.см). Насколько помню, к нам такая не завозилась:





Хорошо представлена спортивная техника. Она того достойна, это, без преувеличения, гордость марки.
Машины для шоссейно-кольцевых гонок и рекордных заездов на скорость:



Для кросса и многодневок (эндуро):





А это необъяснимый феномен: даже в 80-х годах, когда серийная продукция уже безнадёжно отстала от немецких, японских, итальянских конкурентов, фирма продолжала производить машины-победители для спидвея и ледового спидвея:









Напоследок несколько оригинальных приколов, которые были замечены среди экспонатов:







Лазили мы по этому чудо-складу два часа в гордом одиночестве и только когда уже собирались уходить, пожаловала следующая партия посетителей - семья из 3 человек. Их так же впустили через служебный вход и так же оставили в одиночестве приобщаться к истории мототехники. Напоследок мы купили купили сувениры (пара шикарнейших перекидных календарей, модель-копию 1:43 и т.п.) и попытались объяснить смотрительнице музея, как сложно было найти координаты музея. Она возражала в том духе, что, мол, у них есть сайт, причём, не только на чешском, но и на немецком языке. Пришлось объяснить, что львиная доля продукции "Ява" и "Чезет" экспортировалась отнюдь не в Германию, а в СССР, поэтому сайт должен быть в первую очередь на русском. Судя по её лицу, она была явно не готова к такому повороту беседы, ну да ладно.

2012, технические музеи, авиационный туризм, Чехия

Previous post Next post
Up