Вернувшись домой из Харькова, мы решили попробовать лечиться самостоятельно, чтобы не упускать драгоценное время. Из всех возможных вариантов (ноотропы, диеты, ABA, иппотерапия и др) остановились на ABA-терапии, поскольку только этот способ обладал доказанной эффективностью и мог быть успешно применен в нашей, забытой Богом, провинции.
Почему не ноотропы?
Ноотропы (а принимали мы и пантогам, и кортексин, и цераксон) никакого положительного эффекта на Даню не оказывали, только добавляли ему гиперактивности и перевозбуждения. Он постоянно скакал, как заведенный, визжал, ложился спать не раньше двух часов ночи и, поспав 2-3 часа, просыпался и продолжал свои пляски. В результате, мы с Димой были умотаны до предела и не могли ни поработать, ни выспаться. Да и после отмены этих препаратов требовалось около двух недель, чтобы все пришло в норму, и Даня стал более-менее спокойным ребенком.
В последний раз, уже здесь, в Питере, нам назначили уколы кортексина, и на второй день у Данечки началась рвота, его качало во все стороны, как пьяного, и я, ни на шутку перепугавшись, стала звонить врачу. Врач сказала, что реакция эта - не типичная, и, возможно, совсем с кортексином не связана, но, на всякий случай, все же его отменила. Уже позже, изрядно покопавшись в интернете, я нашла несколько примеров того, что на кортексин у детей наблюдались подобные симптомы, а в некоторых случаях последствия для здоровья были необратимыми.
Статья Кати Мень о ноотропах и других препаратах, которые без разбору назначают нашим детям все, кому не лень, попалась мне несколько с опозданием, и только подкрепила выводы из личного опыта. Так что больше никаких ноотропов!
ABA-терапия. Первые шаги
Итак, мы пришли к тому, что нужно серьезно заняться ABA-терапией. В нашем поселке об этом виде помощи, конечно, никто слыхом не слыхивал, да и в Белгороде специалистов по ABA я не нашла. Оставался один путь - все изучать самим. Мы записались на дистанционные курсы Юлии Эрц, но, к большому сожалению, они начинались только через месяц. Поэтому мы стали пробовать заниматься самостоятельно и перво-наперво взялись за улучшение глазного контакта (если вернуться к видео в моем предыдущем посте, хорошо видно, что Данька смотрел в глаза редко и с неохотой).
Нам очень помогли видео отсюда
http://vimeo.com/user5722422/videos (они, правда, на английском, но и так все понятно)
Дима стал заниматься с Даней, используя предложенный в этом ролике метод с планшетом и вот, что получилось...
Click to view
Когда глазной контакт улучшился, Дима стал просить Даню делать дополнительные задания.
Click to view
Параллельно мы понемножку начали учить Данечку различать цвета и формы. Конечно уровень наших занятий был явно дилетантский, но, на тот момент, это было лучшее, что мы могли ему дать.
Click to view
Куда дальше?
Хоть мы и начали потихоньку заниматься ABA-терапией самостоятельно, было понятно, что этого недостаточно. Во-первых, существовал большой риск, что, не имея опыта, мы можем запросто навредить Дане. В ABA очень важно уметь правильно реагировать на нежелательное поведение и на различные нестандартные ситуации, которые возникают в процессе занятий, а пока опыта нет, можно наворотить таких бед, что потом даже преподавателю со стажем будет трудно это исправить.
Кроме того, мы хотели бы находиться в таком месте, где есть специалисты по аутизму и возможноcть провести все необходимые обследования, а также использовать дополнительные методы реабилитации. Мест таких в нашей большой стране оказалось всего два: Москва и Санкт-Петербург. Были попытки найти что-нибудь в Белгороде и напроситься на лечение в Воронеж, в котором есть хороший Центр для детей с аутизмом. Но, к сожалению, там нам отказали, поскольку Центр не справляется даже с тем количеством детей, которые проживают в Воронежской области.
Москва, по своим возможностям, несомненно являлась лучшим вариантом, но высокие столичные цены были для нас неподъемными. Поэтому мы приняли решение перебраться в Санкт-Петербург, вначале на время, а потом, если все получится, то и на постоянно.
18 мая мы приехали в Питер и сняли квартиру на Васильевском острове. Старшие дети остались с бабушкой дома, но я очень надеялась, что скоро они к нам приедут и будут рядом.
О наших питерских исканиях, успехах и неудачах в следующих постах.