В прошлом году на страницах этого блога я уже делился своими впечатлениями от AIPAD-2013. Попав тогда впервые на эту выставку, вволю насмотревшись на шедевры мировой фотографии на стендах, в полной мере осознав масштаб всего мероприятия и его значение, я дал себе зарок бывать здесь ежегодно. Ниже я постараюсь поделиться некоторыми наблюдениями от AIPAD-2014.
Название Association of International Photography Art Dealers (AIPAD) с английского на русский можно перевести примерно как Международное Объединение Фотоартдилеров. Звучит чуть нескладно, но вполне отражает суть, поскольку на эту крупнейшую ежегодную выставку-продажу в Нью-Йорк со всего света съезжаются представители ведущих фотогаллерей мира с единственной целью купить-продать уникальные фотографии. Здесь, пожалуй, будет уместно процитировать и самого себя по ссылке выше:
"Подчеркну, что это не просто фотовыставка, а именно шоу коллекционеров основной целью которых является бизнес на предметах искусства, в данном случае - фотографии. Неправильно, вероятно, будет понимать дальнейшее, как попытку мерить искусство на деньги. Шоу, подобные AIPAD скорее просто помогают понять основные тренды и расставить некоторые ориентиры, поскольку никакой музей мира не в состоянии дать столь полный срез мирового фотонаследия, к тому же подводя его под общий знаменатель в долларах."
[...Впечатления...]Но прежде, чтобы понять, что изменилось в этом году, давайте быстренько пробежимся по пунктам моих прошлогодних впечатлений от AIPAD-2013, . Итак (сохраняя оригинальную нумерацию той заметки):
Репортажная фотография, пусть и отражающая эпохальные события в истории человечества, по прежнему представлена слабо. Причин тому, считаю, две: в большинстве своем все это - сцены насилия и к тому же, почти всегда технически несовершенные.
Классический пейзаж не теряет своих позиций, хоть его и не так много; зрительно в этом году убавилось количество обнаженной натуры, не знаю чем это вызано.
Соотношение цифра / серебяно-желатиновая классика / альтернативная печать сегодня на AIPAD-2014 я бы оценил так: 30% - большая цифровая печать, 60% - аналоговая классика ч/б всех размеров, 10% - всевозможная "альтернативщина". В цифровом сегменте заметно было преобладание крупноформатных цветных принтов, что среди преобладающей сталистики ч/б классики смотрелось аляповато.
Размер принтов в ценообразовании не играет решающую роль с небольшой оговоркой - если речь не идет о дизайнерских работах, приобретаемых с целью оформления помещений.
Широкий разброс цен на фотоискусство от двух-трех до сотен тысясч долларов сохранился.
Советская школа незаслуженно представлено лишь Александром Родченко (портрет Владимира Маяковского - см. ниже), увы.
Подпись фотографа (или хотя бы присутствие на отпечатке его личного штампа) и, желательно, наличие дополнительных деталей (даты, места, обстоятельств съемки, даты печати), очень важно и ценится многократно в сравнении с теми же работами лишенных этих атрибутов.
IMHO, Анзель Адамс и Ричард Аведон по прежнему сохраняют пальму первенства по качеству печати!
Почему-то в этот раз почти не видел интересных групповых проектов.
Было мало хорошего, правильного цвета. Или же мой мозг, сфокусировавшись на ч/б, его не намеренно не замечал.
Pt/Pd-принты были, но особо выделить что-то конкретное не могу и по-прежнему предпочитаю им строгую и элегантную серебряно-желатиновую печать.
Заметно прибавилось фотоколлажа и фотограмм, порой замечательных.
Как всегда, клонирование сущностей ("ограниченные" серии одного и того же снимка в десятки и даже несколь сотен экземпляров), вносит массу путанности в ценообразовании. В результате один и тот же принт у разных артдилеров может отличаться по цене в разы и понять почему бывает не просто.
Теперь, о впечатлениях новых, либо же чуть более развёрнуто об упомянутом выше:
Повторюсь, что с точки зрения печатника, работы АА и Аведона остаются непревзойденными. Понятно, что мимо хрестоматийных, буквально втягивающих в себя зрителя, огромных пейзажей Адамса невозможно пройти мимо, настолько они хороши в художественном и совершенны в техническом плане. Однако, мне было интересно осознать, что скромные по сравнению с ними контактные отпечатки 8x10 Аведона смотрятся не хуже и оставляет такое же чувство восторга мастерством фотохудожника и искусством печатника.
Обратил на себя внимание проект "Ненастоящий Театр: Портреты Незнакомок в Пофиль / Artificial Theater: Profile Portraits of Unknown Women" фотографа из Китая Цанг Вея (Zhang Wei). Поначалу я даже подумал, что это были настоящие аналоговые принты, настолько хороши были эти семь огромных, метр на метр (!), ч/б потретов неизвестных женщин в костюмах викторианской эпохи. При более детальном рассмотрении, однако, выяснилось, что то были цифровые отпечатки в технике ultra-giclee (последнее поколение чернил Epson). Все семь принтов были проданы по цене $3800-$4500 каждый. Вероятно, конечно, что работы эти купил один и тот же покупатель и, скорее всего, не для коллекционных, а оформительских целей, но тем не менее... Качество фотографии и печати были поразительны - волосок к волоску, ресничка к ресничке, кожа, поры, веснушки, т.е. детали и текстуры были совершенны. Равно как и аналоговые тональности и переходы при броских "выставочных" размерах 100х100 см. Уж не знаю, чем автом фотографировал своих моделей и насколько там много фотошопа, но эти чернила Эпсон - серьезная заявка.
Поражает разнообразие предметов съёмки. Сегодня явить в фотографии новый образ очень не просто. Возможно потому все больше становится абстрактных работ различных техник.
Адамс "берет" техникой, светом и печатью, Судек - глубокой искренностью, романтичностью и грустью, Кертеш - графичностью.
На выставке "живьем" присутствовало довольно много известных фотографов, жаль я их, в отличии от их фотографий, плохо знаю в лицо. Мэтры не редко кучковались и перетирали "за жизнь".
Заметил это еще год назад и опять убедился, что AIPAD-шоу собирают очень интересную публику. И нередко люди эти, приходят со своими пленочными камерами, - такого количества пленочных Хасселей, Леек, Яшиц, Спид-Графиков и прочих камер сразу вряд-ли доведется увидить где-либо еще.
На выходе подумалось, что подобные шоу очень полезны и необычайно познавательны. Они не только служат прекрасной иллюстрацией к увесистому тому истории мировой фотографии, но и позволяют трезво оценить своё место в фотографии, выставляя ориентиры для дальнейшего движения вперед. Покидаешь его утомленным, но окрыленным, с целым роем мыслей в голове. В заключении приведу расценки на некоторые, массово известные фотографии (все они подписаны авторами, если не указано обратное):