...На днях посетил одно из крупнейших в среде арт-дилеров и коллекционеров фотоискусства мировых шоу - The AIPAD Photography show, Ежегодно сюда съезжаются десятки галлерей со всего мира, выставляя на продажу практически всё лучшее, что было создано человечеством в области мировой фотографии за всю её, чуть более вековую историю. Подчеркну, что это не просто фотовыставка, а именно шоу коллекционеров основной целью которых является бизнес на предметах искусства, в данном случае - фотографии. Неправильно, вероятно, будет понимать дальнейшее, как попытку мерить искусство на деньги. Шоу, подобные AIPAD скорее просто помогают понять основные тренды и расставить некоторые ориентиры, поскольку никакой музей мира не в состоянии дать столь полный срез мирового фотонаследия, к тому же подводя его под общий знаменатель в долларах.
[Ниже я попробую сформулировать основные впечатления вынесенные мною после шоу,,,]Несколько часов я бродил среди работ основной когорты мэтров, имена которых знает каждый, интересующийся историей фотографии (перечислять нет смысла - они меются в любом учебнике!) Наряду с ними, конечно, было очень много тех, чьи имена мне были неизвестны. Ниже я попробую сформулировать основные впечатления вынесенные мною после шоу. Они никак не систематизированны, не детальны и достаточно поверхностны, тем более что записей я не вёл, а просто общался и смотрел.
Итак...
Репортажная фотография представлена незначительно. Иллюстрирации к передовицам центральных печатных изданий мира не всегда подходят для стен собственного дома. Впрочем, репортаж там был - так, одна немецкая галлерея предлагала полный набор фотографий крушения цеппелина "Гинденбург" 1937 г., изображения с которых шли в печать. Полный набор (порядка 15-17 штук, кажется) можно было приобрести за 32 тыс. долларов.
Классический пейзаж представлен слабо. Если исключить Адамса и Вестона, то после них почти ничего и не останется. Зато достаточно широко представлена обнажённая натура, включая и натуру, в обрамлении пейзажа.
Боюсь разочаровать цифровое поколение: принты выполненные тем или иными цифровым способом печати составлялии около 20% от всего выставочного объёма. Остальные 70% приходились на классическую аналоговую серебряно-желатиновую печать. Оставшиеся 10% - все остальное, включая разнообразные -типии, плюс что-то чрезвычайно экзотическое. Новомодная ныне амбротипия так же была почти не представлена.
Размер не имеет значения! По ходу шоу я видел массу примеров того, как высоко котировались фотографии чуть-ли не 6х6 см, и практически отдавались за бесценок (относительный, конечно!) "постеры" 2х3 м.
Диапазон цен, признаться, меня ошеломил: от пары-тройки тысяч до полумиллиона долларов! В последнем случае это был рыжеватого вида портрет какого-то военного, датируемый 1904-м годом. Самым расхожим, впрочем, был сегмент 2-20 тыс. долларов.
Советская школа фотографии , увы, отсутствовала. Равно как и современная российская/русская (почти - пару имен я все-же заприметил, но называть их не буду). То ли от того, что малоизвестна и в массовой среде коллекционеров не ценится как достойное средство инвестиции. То ли потому, что наши галлерейщики не знают или же просто не выезжают (далеко и дорого!) на шоу AIPAD.
Наличие личных подписи и/или штампа фотографа с данными от месте, обстоятельствах и точными датами съёмки и последующей печати существенно удорожают фотографию. Особенно если подпись нанесена спереди и непосредственно под изображением. А некоторые даже удостаивались отдельной прорези в паспарту (это если автор, умудрился расписаться где-нибудь в углу листа). Выглядит очень странно...
Подавляющее большинство фотографий напечатано в лучшем случае средне, то что я бы охарактеризовал "ни мясо, ни рыба". Особенно это заметно в сравнении с работами Анзеля Адамса, проходя мимо которых было просто невозможно не остановиться (средний ценник - 50-65 тыс. долларов). Второй автор, которого хочу в связи с этим отметить - это Ричард Аведон. Вероятно, тот единственный 8х10 контакт из этой, кажется парижской серии был напечатан не им, но он до сих пор не идёт у меня из головы: безумно резкий, конечно постановочный, с потрясающим светом, глубочайшим черным и почти бьющим по глазам белым, но с деталями! Он скромно висел на стене, сравнительно маленький среди прочих других существенно больших карточек и буквально... светился. На ценнике значилось - 8 тыс. долларов. Кроме этих двоих я больше особого мастерства печати отметить ни у кого не могу.
Своего покупателя находили интересные групповые проекты, отдельные карточки которых, будучи вырванными из общего контекста не были бы столь интересны. Вспоминается подборка из порядка двадцати заброшенных калифорнийских автозаправок середины 70-х. Или подборка "Люди в автомобилях", автор которой из окна собственной машины стоя на светофорах снимал пассажиров соседних автомобилей. Такие разные люди, такие разные лица Америки 60-х и начала 70-х, но все в массе своей - простые и открытые. Оба проекта были куплены за несколько десятков тысяч долларов...
Цвет. Цвета было мало. Припоминаю, опять же групповой проект с пейзажами калифорнийского побережья. Ничего сверхестественного - море, скалы, волны, восходы, закаты без особых изысков. Но всё это было напечатано контактным способом с листов 8x10 и, боже, какой там был безумно красивый цвет! Я не работаю с цветом и плохо представляю, как именно это было напечатано, одно скажу - современные цифровые принтеры нужно выбросить в утиль,- так здорово это было.
Пытался "заценить" платиново-палладиевые отпечатки на всяких рисовых и прочих бумагах изтоговленных в ручную. Возможно я чего-то недопонимаю, но уже в который раз убедился, что нет ничего красивее и элегантнее хорошо выполненного серебряно-желатинового отпечатка.
Фотоколлаж как направление, за исключением двух-трех авторов, практически отсутствует! Что это: трудоёмкость процесса или свидетельство общей незаинтересованности покупателя и, как следствие, арт-дилеров? Не знаю...
И ещё, раз уж речь в №8 зашла о АА: по качеству принтов ранний Адамс существенно отличается от себя же позднего (в пользу последнего, конечно). Его особенно удачные печатные работы имеют временную разницу в десятки лет (имеется ввиду разница между датой создания негатива и отпечатка). Люди, берегите свои фотоархивы!
Все эти ограниченные серии, столь любимые фотографами, вносят массу путаницы и головной боли коллекционерам. Я могу еще понять 3-5 отпечатков, но 100-250?
Вот, пожалуй и всё. Дал себе зарок непременно ходить и впредь на все последующи AIPAD шоу - так много интересного и познавательного оттуда выносится. По крайней мере, лично для меня.