В данной статье я постараюсь рассказать о возможностях и преимуществах использования на съемках светоотражателей, а так же об удобствах и сложностях различных конструкций.
Считается, что в работе с изображением, главный инструмент - фототехника. На самом деле инструментов, без которых получение картинки попросту невозможно, всегда было два: оборудование для фиксации изображения (фото, или видеокамера) и свет. Если выбору фото, или видео камеры мы уделяем более чем достаточно внимания, то на осветительном оборудовании большинство людей старается сэкономить, или по возможности обходится максимально простыми подручными средствами, эксплуатируя ближайшую к нашей планете звезду - Солнце, дающую нам возможность не только видеть, но и фиксировать камерами изображение.
Однако, в силу изменчивости настроения у природы, солнечный свет не всегда способен дать нам в точности то, что нам нужно на данный момент. Мало того, что оно светит не круглосуточно и с разной силой, так еще и климат везде разный. Не все могут позволить себе снимать все и всегда на улице. Кто-то спасается от зноя в просторных студиях с кондиционером, а кто-то греется в уютном павильоне под "галогенами", спасаясь от непогоды. Не говоря уже о том, что отказываться от съемок в ночное время непозволительная роскошь, вдобавок сильно ограничивающая визуальный ряд создаваемых работ.
С тех самых пор, как человек стал задумываться о преодолении возникающих на пути преград, встал вопрос о создании не просто способствующих эффективности труда инструментов, но и о их удобстве и надежности. Несмотря на наступивший век высоких технологий, все они начинаются с самой обычной идеи - усовершенствовать или создать что-то полезное. Все те ныне массово производимые элементы повседневного уюта когда-то разрабатывались людьми для индивидуальных нужд, в последствии обретая любовь десятков, сотен и тысяч опробовавших данное ноу-хау людей. В нашем случае, предшественники с камерами в руках стали задумываться о собственных "солнцах", дающих свет в нужное время и в необходимом количестве. Так из просто ламп накаливания появилось кино- и фото осветительное оборудование, дающее постоянный свет. Из магниевых вспышек выросли генераторные импульсные осветительные приборы. И чем это оборудование становилось совершеннее, тем менее доступным. Вот тут и начинаются раздумья о рациональном использовании бюджета на приобретение света.
Если на хорошем объективе многие постыдятся сэкономить, то в приобретении целого комплекта светильников с набором аксессуаров себе откажут многие. Во-первых, большой парк осветительного оборудования удовольствие действительно не дешевое. Во-вторых, оно лишает фотографа мобильности. Нужна машина и ассистент для транспортировки и настройки света. В третьих, требует относительно просторного павильона. Дабы сбалансировать запросы и затраты люди стали проявлять смекалку изобретая подручные средства, заменяющие, или дополняющие источники света. Так и появились отражатели.
Наверное это наиболее часто применяемые приспособления в фото и видеосъемках, с момента их зарождения. В виду привязанности к электропитанию осветительных приборов, во время выездных съемок, светоотражающие и тенеобразующие панели становятся наиболее удобными, мобильными и востребованными инструментами, позволяющими делать изображение более интересным, объемным и приятным для созерцания. При этом отражатель - достаточно автономный прибор, даже в пасмурную погоду способный выравнивать освещение, помогая добиваться нужного контраста сюжета и проработке необходимых деталей. Это настолько универсальный инструмент, что его корни можно найти практически во всем современном студийном оборудовании. Встроенный "козырек" в большинстве современных накамерных вспышках, или софтбокс - все по сути своей имитирует, направляющую на объект съемки свет, плоскость. С той разницей, что панель - устройство куда более многофункциональное. Панелью можно не только отражать свет, но и придавать ему определенные свойства.
Закрывать объект съемки от дневного света на выезде, усиливая влияние осветительных приборов:
Смягчать жесткий свет.
Подсвечивать тени:
Выравнивать контраст сюжета, делая освещение объекта съемки равномернее:
Изменять цветовую температуру отражаемого света и расширять возможности накамерных вспышек:
Используя всевозможные сочетания прозрачных и непрозрачных областей отражателя, можно добиваться интересного свето-теневого рисунка, благодаря которому свет на фотографии становится живее и органичнее. Например создавая световые пятна на фоне, или излучающие/проливающие свет отверстия:
Снижать влияние ветра на сюжет сетчатыми материями:
Конечно всего этого можно добиться всевозможными аксессуарами к осветительному оборудованию. Но что если его мало, или вообще нет? Или попросту нет возможности использовать его вне студии! В этой ситуации отражатель становится чуть ли не основным рабочим инструментом. Однако обычный, хорошо знакомый многим "отражатель-бабочка" не способен заменить ни зонт, ни софтбокс, ни маски Гобо. К тому же на ветру даже в руках сильного человека поверхность такого отражателя практически никогда не остается идеально плоской. Изгибы от длительной эксплуатации и ветер зачастую мешают добится нужного результата:
Отражатели-пауки тоже имеют некоторые недостатки:
Например ими гораздо сложнее манипулировать. У них меньше степеней свободы и держать их в руках не представляется возможным. Не говоря о возможности комбинировать их с накамерными вспышками. Потребуется дополнительная стойка и постоянная переустановка отражателя и вспышки относительно друг-друга. Это лишает их мобильности. Впрочем в студии это не особо важно. Однако гораздо проще "жить в одной системе". Отражатель на раме, с помощью специальных зажимов, возможно крепить в нужном положении на стойках возле, или над объектом съемки. Поставьте за такой отражатель, с натянутой полупрозрачной тканью, прибор - получите софтбокс. Благодаря разнообразию размеров и выбору полотен на алюминиевой раме - мы имеем возможность использовать отражатель даже в качестве заменителя зонта. Главное не забывать, что от размеров отражателя зависит и получаемый результат:
Остается лишь определиться с типом отражающей, поглащающей, или просвечивающей поверхности:
Silver:
Zebra/Sunfire:
White:
Просвечивающая ткань (Diffusor). Бывают разной плотности:
Просвечивающая текстурированная ткань (аналог масок Гобо). Бывают с разнообразными текстурами:
Как видите, сделать фотографии более интересными можно при помощи достаточно простых по конструкции и устройству приспособлений. Все что нужно - это фантазия. Фантазируйте и экспериментируйте со светом. И пусть вам в этом помогают отражатели.
__
Автор текста:
photomaker. В случае размещения статьи на других сайтах и в других блогах - ссылка на первоисточник с указанием автора обязательны. Публикация в печатных СМИ без согласования с автором - запрещена.