есть такая гравюра карло боссоли, сделанная им во время путешествия по крыму в 1840-42 гг.
(кликнув на картинку, можно перейти на википедию, откуда она взята;
открывается в огромный, на весь монитор, файл):
ну… с тех пор мало что изменилось)
большая ханская мечеть, 1532 г.:
высота минаретов (их два) - 28 м:
северные ворота с надвратной башней и свитский корпус, 1611 г.:
в арке северных ворот видны соколиная башня и золотой кабинет:
золотой кабинет:
интерьер мы не видели, только летнюю беседку на 1-м этаже:
северное (16 в.) и южное (17 в.) дюрбе (мавзолеи):
жилые покои:
в западной части свитского корпуса располагаются экспозиции музея истории и культуры крымских татар:
наш унылый экскурсовод:
я была в ханском дворце маленькой, и он остался в памяти, скорее, как сарай,
нежели дворец. бегло просмотрев в
википедии историю, узнала, что дворец постоянно перестраивался,
теряя единство стиля. в 1736 году горел, подожженный по приказу миниха, который предварительно
велел сделать описание. в 1822 году унтер-офицер дорофеев расписал наружные стены и
закрасил росписи омера. в 1930-е годы были забелены уже росписи дорофеева.
в 1961-64 украинские реставраторы снимали позднейшие наслоения,
приближая вид дворца к первоначальному.
работы, как пишут, ведутся до сих пор.
летняя беседка:
росписи имитируют мрамор:
малая ханская мечеть (16 в.) с михрабом и, кто бы мог подумать, печатью сулеймана (гексаграммой):
росписи датируются 17-18 вв.:
золотой фонтан, 1733 г.:
туристы возле фонтана слёз (1764 г., создан иранским зодчим омером,
который, кроме того, выполнил росписи дворца. раньше фонтан располагался
у гробницы диляры-бикеч, любимой жены крыма герая, и перенесен в фонтанный дворик
к приезду екатерины второй в 1787 г.):
отверстия ливнестоков:
от четырех огромных на 73 комнаты зданий гарема уцелел жалкий флигель на три комнаты.
обстановка в них воссоздана из предметов, бытовавших в богатых домах 17-19 вв.:
сквозь такие решетки смотрели на мир обитатели гарема:
при входе выставлены еще несколько образцов решеток,
за которыми скрывались женщины:
красиво:
кстати, из северных ворот открывается вид на домик с вполне аутентичным балкончиком:
интерьеры гарема:
неизвестно, зачем на подносе выпуклости и вогнутости:
если бы надо было выбрать только одну фотографию из бахчисарайского дворца,
то - эту:
козырьки вполне себе «оттоманские»:
это еще гарем:
а это жилые покои, где хан столовался и спал:
женскую часть дворца соединяет с мужской стыдливо маленькая дверь.
(или люди тогда были помельче?)
в жилых покоях на втором этаже экспонируются предметы татарского быта:
«7, 9. Изразцы из Ханской ложи Большой ханской мечети дворца. Крым, XVIII в.» -
гласит подпись к экспонатам. очень напоминает изникские изразцы.
может, оттуда и прибыли?
наслоения росписей:
кот возле кухонного корпуса: