Интервью взял у Николая (
nikolay828) Сергей Андрейчук (
s_andreychuk)
С.А.: Николай, что вам наиболее близко в творчестве: геометрия свето-теневых форм, гармония цветовой палитры или же эмоциональная история внутри сюжета?..
Н.С.: Хорошо, если присутствует всё, и тем не менее, эмоциональное воздействие первично, поскольку оно подчиняет все остальное. Вспомним любовь с первого взгляда. Она не требует осмысления. Осмысление приходит позже (например, после свадьбы:-))))
С.А.: Кого из фотографов вы можете назвать своими учителями?.. Можете ли вы назвать современных фотографов, которые оказывают благотворное влияние на ваше творчество? Чьё творчество вдохновляет вас на новые поиски?..
Н.С.: Боюсь, что я типичный невежда и очень плохо знаю современную фотографию, да и идолов из истории фотографии тоже себе не создавал. Учителя для меня - все, с кем я общаюсь. Я - продукт своего времени со всеми его плюсами и минусами. В большей степени я отражаю то, что успел через себя пропустить. т.е. сугубо свой сугубо личный человеческий опыт. Никому не подражал, хотя и допускаю, что подсознательно повторяю или имитирую уже виденное. Дежа вю никто не отменял. Иногда встречаю работы, которые меня вдохновляют, и тогда немедленно берусь за перо планшета, и вовсе не для того, чтобы копировать, а, к примеру, использовать сочетание каких-то линий или пятен или тонов, но уже по-своему.
С.А.: Один из персонажей фильма «Туринская лошадь» произносит такую фразу: «Я глубоко ошибался, когда думал, что на Земле никогда не было и никогда не может быть никаких перемен. Верьте, теперь я знаю, все перемены уже произошли…» На ваш взгляд, есть ли ещё закрытые двери в искусстве, которые сегодня не открыты, но которые могли бы дать простор для творчества многих авторов, будь то художники или фотографы?..
Н.С.: В том, что раньше жилось легче, виновата память. Всякое было и всякое будет. Просто есть умельцы, которые умудряются помнить только негатив. С возрастом начинаешь понимать, что все "возвращается на круги своя". Новое поколение воспринимает какое-то явление как открытие, а ты вспоминаешь, что все это уже где-то видел. И тем не менее, каждое новое поколение проходит свой новый путь, отличающийся от множества уже пройденных. Память великая вещь: она стирает пройденное и заставляет взглянуть на давно забытое как на откровение. "Господь создает, а остальные только копируют". Быть самим собой - что еще может быть ценнее в искусстве? Я иногда думаю, что творчество это как приготовление салата. Ингредиенты все давно известны, но рецептов - миллионы. Не сомневаюсь, что впереди нас ждут еще множество новых блюд по новым рецептам. Однако стоит спешить, ибо любой талант (или способность) изнашивается, затупляется, иссякает, ибо он дается на время. Чем больше талант, чем раньше это происходит: яркая свеча горит коротко.
СЕРГЕЙ АНДРЕЙЧУК: Цветная или чёрно-белая фотография… Николай, что является для вас определяющим в вопросе выбора окончательного цветового варианта постобработки вашей работы?..
НИКОЛАЙ СЕМЁНОВ: У меня крайне мало черно-белых работ, поскольку я обычно добавляю тон, к примеру - красно-зеленый в разных пропорциях. Возможно, потому, что серый холоден, а иногда сюжет требуется тепла. Иногда я добавляю тона к частям работы. Иногда использую градиент. Цвет зависит от настроения. Особенно это касается графики.
А вот что касается фотографии, то решающим является то, как цвета гармонируют друг с другом. Если этого нет или же если есть хороший световой контраст, то я выбираю слабый монохром либо чб. ЧБ хорош именно там, где есть хороший световой контраст, минимум объектов и есть нейтральные зоны, и должен быть лаконичным. Здесь царят лилии, пятна и нейтральные зоны.
С.А.: Есть ли у вас любимые места для съёмок?..
Н.С.: Нет, любимых мест нет. Люблю снимать городские детали, которых скоро не будет. Люблю уезжать. Но ненадолго. Это позволяет перезарядиться.
С.А.: Критика… Зачастую непонимание приводит к отторжению, а отторжение практически всегда сопровождается критикой… Как вы относитесь к критике в отношении ваших работ?..
Н.С.: Критика невероятно полезная штука. В процессе работы над кадром ты зачастую перестаешь видеть явные огрехи - "глаз замыливается"! Не вся критика означает 100% хулы и промывания костей. Если вы критикуете работу, значит она чем-то вас зацепила и, к примеру, вы начинаете думать, что можно изменить, чтобы сделать ее лучше. Критика, если она позволяет взглянуть на собственную работу со стороны, конструктивна. Имею ввиду, что при этом критикующий указывает на недостатки именно работы, но не автора, которого он может и не знать. Особенно если здесь присутствует желание помочь. Такая критика - повод для диалога, без которого нет искусства. Такую критику принимаю всегда с благодарностью. Я критикую в двух случаях: а) вижу путь исправления и б) вижу фальшь всякого рода, о которой еще Станиславский говаривал свое знаменитое "Не верю".
С.А.: Тема работы - это по сути отражение внутреннего мира автора… При соприкосновении внутренних тонких струн с окружающей действительностью происходит или гармоничное звучание, или какофония… И то и другое может резонировать тему будущей работы…
Как рождаются темы ваших будущих работ?.. Закладываете ли вы при съёмке сюжета какой-то смысл или доверяетесь исключительно своей интуиции и опыту, а смысл приходит уже в постобработке работы?..
Н.С.: Для меня фотография в большинстве своем - приключение. Поэтому предпочитаю снимать спонтанно, с компакта, который всегда со мной. В последнее время снимаю еще и с мобильника. Понятно, что если есть конкретное задание или намерение, тогда снимаю на Canon 7d.
Темы же появляются независимо от меня, по ходу тела:-)). Иногда это происходит, когда смотрю свои старые работы. Иногда меня вдохновляют работы других. Иногда тему подсказывает прочитанное или услышанное. Источников много.
Простое пятно на стене может открыть путь к интересному сюжету. Повторюсь в том, что для меня фотография является источником сырья для последующего осмысления. Поэтому техническая сторона фотографии, а именно качество камер, объективов и т.п., а также их детальное обсуждение, меня не очень волнует. К примеру, мой мобильник Nokia 808 имеет матрицу разрешением 41Мп, что при хорошем освещении дает вполне приличные кадры для последующей обработки.
С.А.: Николай, кто ваш первый зритель?.. И кто ваш главный критик, к мнению которого вы прислушиваетесь?..
Н.С.: Первый зритель и судья, и даже палач - я сам. Второй - время. Я достаточно критичен к тому, что делаю, и поэтому до обработки работы не показываю, если на то нет особых причин. У меня когда-то возникло стойкое ощущение, что я всем изрядно надоел своими фотками, и поэтому без просьбы показать работы стараюсь этого не делать. Не могу сказать, что я когда-либо был уверен в какой-либо своей работе. Уверенность придает обратная связь и только. Для этого и существуют сайты.
С.А.: Николай, задам крайний свой вопрос этого интервью, после чего мы перейдём к вопросам всех желающих...
Существуют ли на ваш взгляд какие-то неписаные правила, о которых должен помнить любой фотограф?.. Я не имею ввиду правдивость сюжета…
Мне бы хотелось услышать ваше отношение к этичности некоторых сюжетов, а также самого процесса съёмки... Возможно, у вас есть какие-то свои правила и табу, которых вы придерживаетесь...
Н.С.: Это очень важный вопрос! Ответ такой: и да, и нет! Правила, законы, каноны крайне важны на начальном этапе, при обучении. Они даются на время, как карта, чтобы не заблудиться. Они позволяют раздробить обильный материал на удобоваримые кусочки.
Однажды я очень сильно поругался с молодой искусствоведкой, которая вдруг заговорила о важности законов искусства. Я попросил ее назвать хотя бы один и на этом мирная часть нашего диалога закончилась, поскольку таких законов просто не написано.
Вспомнил:"Есть три правила написания хорошего романа, но, к сожалению, о них никто не знает". То же самое можно сказать о об искусстве. Оно бесконечно, а у бесконечности законов нет. Каноны и правила хороши в период становления, чтобы не размазаться от горизонта до горизонта, а дальше они только мешают. Их придумывают учителя. Так что Карл Маркс был лишь частично прав, сказав, что свобода суть осознанная необходимость Или же он не имел ввиду искусство? Уверен, что у искусства законов нет.
Другое: есть свои правила. Однако эти правила только для меня.
1) Я не фотожурналист и не папарацци, и не обязан снимать жизнь во всех ее проявлениях, и мой принцип при выборе сюжета довольно простой: не хочешь быть на месте фотографируемого - не снимай. Понятно, что мое решение не может быть объективным во всех ситуациях, но я к этому стремлюсь.
2) Не снимаю на кладбищах и крайне редко узников зоопарков.
3) Люблю снимать близких и знакомых, особенно когда есть объединяющее их действие, но не когда они едят.
4) Не люблю бутафорию, особенно когда при этом в кадре торчат уши режиссёра. Студийный цвет, пафос, гламур - зачастую бутафория. Бутафорной фотографии крайне много, особенно свадебной! Искренней фотографии мало. Её - крупицы.
5) Не люблю ню, поскольку женщины интереснее в одежде или под простыней, и чем больше обнажено тело, тем больше страдает воображение.
6) Вульгарность не приемлю в любом количестве. Вот таковы на сегодня мои пределы, а в остальном я свободен. На сегодня! Поскольку мы меняемся. Истина нам не дана, однако у каждого своя правда, которая со временем тоже может меняться.
Сергей еще раз спасибо за внимание к тому, что я делаю, и за возможность высказаться и ещё, что важнее, за бескорыстную подвижническую деятельность, направленную на создание зоны свободного обмена мнениям по все вопросам фотографии в частности и искусства в целом, и думаю, что в этом меня поддержат многие.
С.А.: В который раз я убеждаюсь, что общение с автором помогает глубже понимать его работы...
Николай, я благодарю вас за интересные и глубокие ответы и желаю вам доброго здоровья и творческого долголетия!..))
* * *
С.А.: Дорогие друзья, я приглашаю вас к диалогу с замечательным художником и фотографом Николаем Семёновым... Задавайте ему свои вопросы, дискутируйте, просто делитесь своим опытом и мнениями...
Евгений Поляков: Николай, очень приятно встретиться на этой странице с Вами! Раньше рассматривая Ваши "Художества" думал, что Вы, в первую очередь, профессиональный художник и имеете принадлежность к печатной продукции. Мне так показалось, что Ваши работы напоминают иллюстрации к книжкам. А потом уже Вы взялись за фотоаппарат. В какой-то части я оказался прав.
Мои вопросы к Вам:
1. Не приходилось ли в жизни все-таки иллюстрировать книги?
2. Ваш любимый жанр именно в фотографии.
Николай Семёнов: Евгений, и мне очень приятно! Нет, книги не иллюстрировал. Любимого жанра нет. Я зачастую с трудом могу отличить один жанр от другого, поэтому мне легче работать в "прочее". А если точнее, то где-то между графикой и фотографией, поэтому я иногда использую такое понятие, как "фотографика". А вот нелюбимые жанры точно есть!)))
Karlina*** (Елена К): Феноменальная подборка, воспринимающаяся на контрасте чувтств и эмоций в фотографии, а также образов. Мне последнее время стало важнее в фотогорафии чувство, как вы сказали, нежели перфекционизм и прочее. Я не знаю, о чём спросить автора и что его вдохновляет.
Хочется просто пожелать радовать глаз публки новыми всплесками чувств, а также может увидеть подборки серий в личном блоге и так сказать, чтобы впитывать ваши чувства кусочками? Можно издавать и книги, сайчас много возможностей, здесь на сайте есть спонсор Мои страницы - полиграфическое издание. Это тоже будет чувство - подержать свои чувства и поделиться ими с близкими, как говоится вживую, а не только делиться ими в виртуале.
Н.С.: Елена, вдохновляет очень многое, и все зависит от того, с какой ноги мы просыпаемся поутру. Вряд ли будет трогать красивый пейзаж, если болит зуб. Это маленькое подтверждение того, что красоту творим мы сами. Удачи и вдохновения Вам!
Евгений Поляков: Вы сказали есть нелюбимый жанр. Если можно, назовите его и почему?
Хотел спросить по поводу высказывания: Чувство - первично, анализ - вторичен. Что имеется в виду? В том, что я изучаю, я все больше прихожу к мысли, что любую фотосессию ЛУЧШЕ заранее спланировать по возможному максимуму. Но для спонтанной фотографии конечно же всегда есть место. И так пока чаще происходит. (постулат: фотограф всегда должен иметь аппарат при себе и быть готов к съемке). И в этом плане анализ потребует много времени. Даже когда случайно увиденное событие хочешь снимать и то в первую очередь рождается мысль, а как лучше это сделать? (конечно же насколько позволит ситуация)
Н.С.: Евгений, нелюбимый жанр видимо тот, в котором плохо соображаешь. По большому счету, меня никогда не интересовала работа в студии. Возможно, время не пришло: не дорос я! Возможно я просто отношусь слишком критично к постановке света - в большинстве случаев он "пластмассовый".
Не люблю ню, за небольшим исключением. Но об этом стоит поговорить отдельно. Чувство (для меня) всегда первично: если сюжет трогает, приходит анализ того, как его получше снять, но не наоборот. Однако, выходя из дома, я не планирую снять что-либо конкретное (если нет плана). Фотография для меня - приключение, в первую очередь.
Евгения Цвеклинская: Николай, мое почтение!
Люблю Ваши работы за настроение. Их не хочется разбирать на составляющие, раскладывать по параметрам и заниматься прочим препарированием в надежде повторить технически. Вас хочется просто смотреть и прислушиваться к ощущениям в себе.
P.S. Расскажите про числа на квадратиках, пожалуйста :)
Н.С.: Евгения! Спасибо Вам! Если работу можно разобрать на параметры, значит в ней маловато гармонии, во всяком случае - для зрителя. Числа означают номера кадров и иногда даты - не более. Если они приобретают еще какой-то смысл в кадре, то это хорошо.
Евгения Цвеклинская: Ваша работа с часами заставила меня набрать в поисковике слово Арт. Захотелось понять что это за направление и с чем его едят. Столь сильно впечатление от этой работы. Что по Вашему арт вчера, сегодня, завтра?
Н.С.: Евгения, да, классификация помогает при сортировке работ и только. У меня на компьютере работы собраны исключительно а) по датам и б) по доле участия моего воображения). Здесь есть папка, где собраны работы, сделанные с "нуля", и тоже по датам.
Про работу с часами. Мы с Вами возвращаемся к вопросу о классификации. Боюсь, что с направлением мне определиться будет нелегко, поэтому предлагаю "сюрреализм", однако предпочел бы оставить классификацию специалистам.
Мне сложно говорить об "арт", поскольку я впервые встречаю такой термин (у меня вообще плохо дело с терминологией). Если имеется ввиду "изобразительное искусство", то его функция так же неизменна, как самые базовые потребности человека, к примеру, пища, сон получение удовольствия. Другое дело, что изобразительным искусством пользуются одни для управления другими, в частности в политике и религии. А что такое искусство - четкого объяснения у меня нет и, думаю, его вообще не существует, поскольку оно описывает широченный пласт деятельности человека. По большому счету, думаю, что искусством является все, что автор называет искусством.
Евгения Цвеклинская: Жаль. С понятием жанр худо-бедно разобралась, а слово арт из-за необъятности прямого перевода не укладывается, поэтому задала вопрос завсегдатаю раздела.
Ну тогда расскажите про Стамбул. . Цвет и свет мне показались особенными. Рассветы встречали на крыше?
Н.С.: Евгения, теперь я понял, что Вы имели ввиду под "арт".Поскольку я редко бываю согласен с тем, что видят мои объектив и матрица, я обрабатываю свои фотки. Иногда довольно сильно. Поэтому и пользуюсь разделом "Арт", который для меня так же непонятен;-)).
Про Стамбул. Там был недолго, поскольку летел в Китай. Пересадки были долгими и поэтому нас расселили в гостиницах. Перелёты были в ночь, так что рассветы встречать не пришлось. На обратном пути опять Стамбул и опять гостиница. Туда было пасмурно и шел дождь, а обратно - солнце. Снято к вечеру, когда пошли длинные тени. Стамбул больше понравился солнечным, а вот дождливым он мне напомнил Владивосток. Я там когда-то жил.
Евгения Цвеклинская: Можно еще вопросик и отстану? Какие-то проекты в планах есть? Помимо свободной охоты.
Н.С.: Евгения, что значит "отстану"?!!! Отвечу на все Ваши вопросы. Новых проектов пока нет. Есть проект у куратора продолжать выставки моих работ + то, что делаю в рамках моей основной работы (фотографии, дизайн, перевод и всё такое).
Евгения Цвеклинская: Николай, самый упитанный вопрос, висящий на языке, "Как Вы это делаете?" наверное риторический. Фантазер Вы отменный и язык изложения нашли такой, что будоражите залежи фантазии и воображения в других, даже закостенелых "реалистах". Разве есть рецепт?
Н.С.: Евгения, спасибо на добром слове. По-моему, рецепт тут один: если есть желание расширить рамки реальности объектива и матрицы, начните. Остальное - технические вопросы, связанные с софтом. Нужна лишь мотивация, т.е. желание. Ну и немножко времени))
Алексей Карташев: Сергей Андрейчук спасибо за очень интересные встречи с очень интересными людьми! Николая Семёнова я заметил будучи на Яндекс фотках, там был у него другой ник, несколько лет назад. Скажу честно - не нравилось, потому что не понимал. А когда сам подрос и чуть поумнев, понял и на данный момент времени нравится у него почти всё. Хочу заметить, что и человек он хороший. Раньше часто ко мне заходил на страничку и писал -"класс!" Верил я ему безгранично, но раз подвёл он меня. Вооружившись его "класс!"ом, выставляю картинку на местный конкурс и она ничего не выигрывает. Расстроился и в отместку, удалив эту карточку, на основе её же делаю другую - коллаж и вешаю на следующий конкурс - победа.
Спасибо вам Николай Семёнов за творчество, за новые миры, которые вы показываете нам!!!
Н.С.: Алексей, извините, что подвел Вас когда-то! Ну не сидел я в жюри.:-))) Меня самого ох как часто пинали и пинают "реалисты". Спасибо Вам за внимание и великолепное воспоминание.