Интервью взяла Энн Лобанова.
Если человека и можно оценивать по каким-то критериям, то для меня таким критерием всегда будет то, что он делает. Снимки Сергея Сараханова бесконечно проникновенные, глубокие и настоящие, а человек - это всегда отражение своей деятельности.
Наше интервью с этим талантливым фотографом было больше похоже на беседу знакомых, а именно таким образом и получается самый честный и искренний материал.
На фото Сергей Сараханов
Автор фото Александр Дудко
- Почему именно в фотографии ты нашел себя?
- Здесь нужно начинать с самого детства. Мама у меня занималась фотографией, и ей это нравилось. Она снимала на Зенит, проявляла картинки и печатала. Потом это, конечно же, было вытеснено какими-то автоматизированными фотоаппаратами. Зеркалок дома не было, но были какие-то забавные мыльницы, отличающиеся от обычных фотоаппаратов из ларька. Моя мама всегда много путешествовала, и в одной из поездок случайно стукнула камеру и каким-то образом камера промотала пленку на начало, и в итоге пленка была отснята два раза.
- Мультиэкспозиция?
- Да. И меня очень впечатлили картинки, которые получились, хотя она считала это браком. Но это действительно выглядело интересно. Я себе хотел фотоаппарат с самого детства. Самые первые деньги, которые я смог заработать в 10-11 лет в Норвегии во время одной из поездок, подрабатывая в Научном центре, я потратил на серебряный кулон маме (мне хотелось ей что-то подарить) и маленькую пленочную мыльницу. Она плохо работала, делала картинки очень темными, но это был первый опыт. Потом я снова где-то подзаработал, и купил еще одну пленочную мыльницу. Помню, как я лет в 13 зарядил пленку, пошел и поснимал закат, и вместо открытки кому-то на день рождения подарил фотографию. Мне это всё очень нравилось, и когда я начал расти, стал заниматься творчеством, музыкой, фотография всё равно была мне интересна. Помню, как у моего друга в семье появился первый цифровой фотоаппарат, Kodak, двухмегапиксельный.
- Это, наверное, было очень круто в то время.
- Это было запредельно круто, в 2003-то году! Мы ходили, пытались снимать на него. У него быстро садилась батарейка от того, что ты смотришь на экран, потому на экран мы не смотрели, и лишь приходя домой, скидывали картинки. Потом получилось так, что я попал в Петрозаводск, а моя сестра, которая жила там, занималась немного фотографией, у нее был Canon 350D. Она делала клиентские съемки, а я ей немного помогал обрабатывать картинки. Тогда я впервые столкнулся с Фотошопом. Меня это впечатлило, и я купил свою первую цифровую камеру. Я снимал всякие темные, черно-белые или сепийные кадры, капли, силуэты людей, птиц, дом, в котором горит всего одно окно. Следом, это начало трансформироваться из такой несистемной съемки в съемку, более связанную с людьми: творческие фестивали, концерты, музыканты. Я всегда вращался в этой среде. На Севере, по-моему, вообще нет человека, который не занимался бы рок-музыкой.
Потом была камера чуть серьезней, хотя еще и не зеркалка, а позже, лет в 18, я оформил в кредит свою первую зеркальную камеру.
- Кредит себя оправдал, судя по всему.
- Кредит оправдал, но я с тех пор не брал кредиты (смеется). Я тогда взял кредит на 2 года. Представляешь, на 2 года в 18 лет? Это было непросто.
Я учился на менеджменте организаций, но бросил эту учебу. После этого проработал два года менеджером, и поступил в это время на заочное отделение на фотографию в Петербургский университет культуры и искусств. И планомерно, занимаясь творчеством и работая на менеджерской работе, переехал в Питер, где погрузился в фотографию полностью.
Фотография изначально приковала меня своей легкостью и возможностью запечатлеть и зафиксировать свою точку зрения и свое отношение к вещам, событиям, к людям. Это меня удивило. Раньше я пытался литературой заниматься, пытался писать стихи, какие-то эссе. Но это было сложнее. Фотография была намного легче. Потому в первые мои годы это была смесь фотографии и текста, а потом текст плавно ушел, хотя я до сих пор могу какие-то короткие заметки написать к своим снимкам.
- Какой жанр фотографии ближе всего и почему?
- Почти сразу же: портрет. Первые пару лет были закаты, капельки, птички, потом больше репортажно-жанровая история, связанная с творческими фестивалями, творческими людьми, а со временем это всё начало перетекать в портреты. У меня была домашняя студия на Севере: черная тряпка на стене, лампочка висела.
- Что вдохновляет на создание кадров?
- Человек. Всегда портретная фотография, которой я занимаюсь, начинается с человека. С того, что этот человек меня чем-то интригует, завораживает, привлекает, у меня возникает желание его узнать. Фотографии, которые получаются, являются некими срезами нашего общения, нашего сближения.
- То есть, если человек тебе неприятен, ты вряд ли будешь его фотографировать?
- Стопроцентно, нет. Всё в фотографии очень тесно завязано на вашей симпатии, на вашем резонансе, который возникает, когда вы общаетесь. Именно поэтому, если общение не идет, если я не понял человека, не почувствовал его до конца, снимки меня не устраивают.
- Фотография является способом придать внешнюю форму своим внутренним ощущениям?
- Вероятно, так. Или тому, что происходит, когда вы общаетесь с другими людьми. Фотография редко о тебе. Фотография всегда о людях. Вы общаетесь, между вами возникают общие точки и темы, вы находите совместную похожесть. Для меня фотография является самым мощным инструментом для того, чтобы узнавать мир и людей, которые его наполняют. Я часто узнаю человека, потому что он мне интересен, потому что я хочу сделать его портрет. Это уже настолько вместе склеилось, спаялось, связалось, что я не мыслю жизнь в социуме, среди людей без моего занятия. Люди знают тебя как фотографа, и ты используешь фотографию как инструмент коммуникации. Нет фотографии без общения. Иногда бывает общение без нее, но, в целом, все люди в мою жизнь приходят именно через то, чем я занимаюсь. Случайных знакомств почти не бывает.
- Значит, предложения от тебя кого-то сфотографировать - это, своего рода, комплимент человеку?
- Возможно. Я всегда говорю: мне интересно тебя узнать и сфотографировать, мне хочется сделать твой портрет, и нам нужно с тобой поговорить, пообщаться, что-то понять друг о друге. Именно поэтому я так не люблю неподготовленные съемки, когда ты с человеком встречаешься в первый раз и сразу надо снимать.
- Что, по-твоему, красота и в чем она заключается?
- Красота - это некий композитный набор понятий, который у тебя присутствует на 60% из того, какое воспитание ты получил, что ты видел перед своими глазами, на 40% - из того, кем ты стал, что с тобой произошло дальше. Ты видишь столько красоты, сколько сам хочешь и способен увидеть. Каждый несет в себе такое количество красоты, которое способен и хочет нести. Это объясняет то, почему одному человеку что-то кажется уродливым, а второй способен рассмотреть в этом нечто прекрасное.
Но невозможно видеть красоту во всём.
Ты можешь и, думаю, что должен развивать и стимулировать в себе ощущение красоты и прекрасного, лелеять его, холить, взращивать. Ты должен стараться насытить себя чем-то красивым, постоянно держать перед глазами что-то, что тебя радует и вдохновляет. Ты должен окружать себя тем, что ты считаешь красивым: местами, людьми, какими-то предметами. Если ты живешь вне красоты, видишь только серые дома, которые тебе не нравятся, тебе не нравится те, кто тебя окружают и то, как ты выглядишь сам, то ты вряд ли сможешь заниматься тем, что связано с красотой. Например, фотографией. Если все, что ты фотографируешь, кажется тебе уродливым, то на твоих снимках оно предстанет именно таким.
- Если бы не фотография, какую сферу деятельности бы выбрал?
- В целом, я неплохо умею руководить людьми и умею обучать людей. Еще есть отдельная история о моей связи с миром животных, и, возможно, я бы погрузился в работу с дельфинами или другими видами разумных существ. Вероятно, я бы мог попробовать уйти в науку. Есть малоизученные сферы жизни, которые меня привлекают. Например, сон и то, что происходит с человеком в это время.
С другой стороны, возможно, я бы занимался музыкой. Но когда-то я пытался это делать, и не считаю, что у меня есть хорошая склонность к этому. Многое определяет то, какие способности у тебя есть и что с этим ты можешь сделать. У каждого изначально есть какая-то конфигурация.
- Но люди не сразу её находят.
- Это вопрос желания. Понять, что ты умеешь и что ты умеешь делать хорошо - это вопрос несложный. Ты должен бомбардировать себя различными ситуациями, которые заставят тебя проявить свои склонности. Нужно определить, что у тебя есть и что ты с этим можешь получить.
Вот грубая аналогия: ты приходишь в магазин в детстве, и у тебя есть 5 гривен. И ты либо сразу хватаешь какую-то шоколадку, которую ты увидел в рекламе, либо ты начинаешь анализировать и думать: у меня есть 5 гривен, на что я могу их потратить? Может, стоит купить какой-то сахарный леденец за 50 копеек и получить всё то удовольствие, которое ребенок может иметь от сладостей, а остальные деньги отложить или купить в подарок цветок маме, или, если в тебе есть предпринимательская жилка, купить на окраине две пачки мыла, а продать их и заработать больше.
В этом проявляется человек. То же самое с твоими способностями. У каждого есть талант к чему-то. Это очень связано с тем, кем были твои предки, потому что эти истории с талантами передаются генетически.
В целом, мне нравится заниматься тем, чем занимаюсь я. Это творческая работа. Это творчество.
Я не говорю «искусство», потому что это очень громко и пафосно, и обычно об этом должны говорить критики и зрители, когда видят то, что ты делаешь.
- По-моему, из двух вариантов: «меньше удовольствия, больше денег» и «меньше денег, больше удовольствия», нужно всегда тот, где чувствуешь себя собой.
- Да, и в этой истории я чувствую себя собой. Чем дольше я занимаюсь фотографией, тем больше я понимаю, что это мое и фотография приводит меня к знакомству с удивительными людьми, которые формируют меня.
- А какие преимущества для тебя есть в мобильной фотографии?
- Легкость. Мобильная фотография - это возможность в любой момент сделать снимок. Любая серьезная фотография требует настройки и подготовки, а мобильная фотография - это спонтанность. Я почти не знаю фотографов, которые всё время бы носили фотокамеру с собой. Телефон же позволяет сделать снимок в любой момент: интересный свет, интересный персонаж, интересное пространство. В некоторые места просто нельзя пронести камеру, нужно договариваться. Для меня фотография на мобильный телефон часто выступает в роли скетчбука: я делаю тестовый снимок для себя, и потом я могу вернуться в это место и начать там работать, потому что уже понимаю это место. Как знакомство с человеком, так же тебе необходимо знакомство с локацией, и через мобильный телефон это очень легко делать.
- Ты согласен, что мобильная фотография тоже является формой искусства?
- Я считаю, что на мобильный телефон можно сделать крутые снимки, которые будут вызывать какие-то эмоции у людей, которые могут быть где-то использованы и применены. Есть смешная история про афишу группы «Пятница». Этот кадр был снят на телефон. Мы снимали и на нормальную камеру, снимали на пленку, но так получилось, что тот самый-самый кадр вышел именно на телефон.
- Какой совет ты бы дал самому себе?
- Я бы посоветовал себе быть честнее с самим собой.
- В плане общения с людьми или в связи с фотографией?
- В плане всего. Большинство проблем, которые у тебя есть, часто возникают из-за недостатка честности с другими людьми или собой.
*
Интервью взяла Энн Лобанова Далее текст, а также фотографии авторства Сергея Сараханова:
о спокойствии и тишине
иногда встречаются люди, которые могут позволить себе быть спокойными рядом со мной.
это какая-то совершенно отдельная свобода, свобода от внутренней необходимости что-то выражать или показывать.
по сути дела, это и есть default-настройки человека. лицо человека в спокойном состоянии расскажет о нем намного больше, чем в ситуации, когда он будет пытаться воплотить собственное или чужое представление о себе.
то же самое и с чувствами, когда снимаешь двоих.
любовь, нежность. в моем мире все настоящее звучит очень тихо.
игра или позирование в этой ситуации будут резать слух, нарушать стройную гармонию звука.
о цвете и летнем тепле
каким бы любителем черно-белой пленки я ни был, иногда наступают периоды, когда хочется снимать только на цвет. это может произойти какой-нибудь мягкой весной, и тогда краски будут нежными, приглушенными. как первые цветы яблони и вишни. или зимней ночью, в канун нового года - и цвет становится оранжевым, как свет фонаря, освещающего улицу и проникающего в окно нашей комнаты. или же необходимость цвета ворвется в меня вместе с морским ветром и нестерпимо синим, глубоким полоснет по глазам.
или - как сейчас - лето согрело своим теплом и оттенками - от нежно-голубого, рассветного, до медового.. закатного.
о постоянных моделях и разных зимах
так уж повелось, что я люблю длительное сотрудничество.
в этом есть что-то честное, в такие отношения вкладывается намного больше сил и труда. и, еще и поэтому, они намного ценнее. мне нравится сама возможность, которая возникает, когда ты снимаешь человека каждые пол-года или год.
с помощью портретной фотографии, ты ведешь хронику изменений его лица и его личности.
кому-то это может показаться скучным, но мне с каждым разом становится все интереснее.
об обнаженности
иногда я снимаю обнаженных людей.
происходит это очень редко и только в тех случаях, когда человек, обнажаясь, открывается. в обнажении есть элемент освобождения.
у таких кадров есть право на жизнь только в том случае, когда личность модели и ее настроение интереснее, чем ее тело.
когда в первую очередь хочется смотреть в глаза и только в глаза.
о необыкновенных детях
иногда, очень редко, я снимаю детские портреты.
с детьми безумно сложно работать. и я преклоняюсь перед теми, кто много их снимает )
да, а ее зовут Соня, ей 8 лет, и она балерина и меломанка.
о крыльях, которые иногда вырастают
а еще бывает такое состояние, когда человек вырывается из привычных условий и оказывается перед метафизической дверью, за которой находится что-то новое.
как будто бы у него выросли крылья, и теперь он может перелететь через стену, в которую он уперся.
но этот человек застывает в нерешительности перед своей дверью.
медлит, переминается с ноги на ногу, его крылья остаются неподвижными.
когда выбор уже сделан, внутри не должно оставаться страха или сомнений.
потому что в этой ситуации нам всем остается только действовать, и никаких других рецептов нет.
о любви, потому что по-другому не бывает
Мы навеки опутаны переплетением звуков и чувств.
И для этого переплетения, строго говоря, не имеет значения, живы люди или нет.
© Питер Хёг, "Тишина"
---
знаете, бывают моменты, когда не хочется слов. и сейчас именно такой.
в этой серии меня и моего личного столько же, сколько и от чудесных людей, которых я снимал.
эти снимки говорят за меня. и поэтому я умолкаю.
* * *
Источники материалов:
Портретная искренность киевского фотографа Сергея Сарахановаsarakhanov.livejournal.comСайт Сергея СарахановаSergei Sarakhanov Photography Фейсбукinstagram sarakhanov