Sep 19, 2016 15:08
Как я узнаю, что на дворе осенние деньки, а не за горами уже и снега, спросите вы? Хм… Да все очень просто: вечерами, как начинает смеркаться, по паре раз в час в мой мессенджер в фейсбуке от очередного малознакомого - или совсем незнакомого - персонажа приходит свежайшая версия вопроса «С чего мне стоит начать учиться фотографии, подскажите?!». Это значит - на дворе сентябрь, это значит, у Нашего Человека проснулся «сентябрьский рефлекс» и пора срочно бежать учиться. Что ж… Ну лично меня это несказанно радует, только вот отвечать на этот вопрос я уже устал. Поэтому вот вам «пост декларации порядка учебы фотографии».
Как всегда, есть варианты. :) Все зависит от того, чему вы хотите научиться на выходе: одно дело поставить перед собой задачу «хочу резкие фотки с правильным цветом из отпуска и чтобы ДР у ребенка тоже был нормально снят и еще что-нибудь про композицию»; другая задача - «хочу зарабатывать деньги фотографией, там, говорят, их много»; третья - «хочу получать удовольствие от фотографии, чтобы радовала, чтобы нравилось снимать, чтобы была творчеством». Очевидным образом, во всех трех вариантах треки обучения будут разными.
Скажу сразу: идею «я всему могу сам научиться, чего там в фотографии такого сложного?!» я всецело поддерживаю и одобряю! Вы же, конечно, умеете заниматься самообразованием? Составлять себе программу, планировать время на чтение/просмотр хороших книжек и видео, выполнение тех или иных упражнений, отработку тех или иных навыков - и не только планировать, но и придерживаться плана? Вы умеете давать себе грамотную обратную связь, беспристрастно оценивать свои успехи и неудачи - и разрабатывать методы коррекции недостаточно удовлетворительных результатов? Вы вообще практически все, что используете в жизни из профессиональных знаний «взяли» сами, потому как ни в институте, ни потом нигде ничему толковому не учили и вам приходилось до всего доходить самим? И, конечно, у вас достаточно умения работать с мотивацией, доходить до конечного результата, не бросать дело на пол-дороги? И у вас, конечно, есть время на все это дело? Кстати, я же могу быть на 100% уверен, что вы прочитали мануал к камере еще в магазине, пока расплачивались?! Тогда - конечно, нафиг вам какие-то школы, курсы и т.п. Можно дойти до всего самостоятельно, тем более что любых учебных материалов в сети столько, что невозможно все пересмотреть или прочитать. Вперед!
Для тех же, кто считает, что обучение у педагога ценно, отметим, что он - педагог - как раз тот самый человек, который может помочь ускорить процесс обучения просто потому, что знает, какие бывают типичные ошибки, как их обойти, что и в каком порядке лучше брать из знаний и навыков, чтобы они укладывались плотно и хорошо; что он - педагог - дает возможность «снять/скопировать» с себя некоторые навыки и овладеть ими гораздо быстрее, чем это возможно самостоятельно даже теоретически; что он - педагог - преподает не потому, что получает удовольствие от власти над «малыми мира сего, ха-ха-ха!», а потому что знает, как помогать другим в освоении любимого им же самим дела. Педагог - он такой же человек, как и вы, дорогие мои, просто у него в данной области больше опыта и знаний и еще он (ну, в идеале) специально учился этими знаниями и опытом делиться. Если вам это как-то нравится и понятно, то добро пожаловать на всякие разнообразные курсы!
Итак, путь для Трека нумер 1: «фотки резкие цветные». Ну, тут самый важный критерий - удобство дороги до выбранной фотошколы. То есть почти невозможно научить человека снимать резко разными способами, поэтому школа не так уж и важна. Способ-то один - снимать резко, а для этого нужно освоить технологические основы фотографии, вроде таких понятий как выдержка-диафрагма-ISO-штатив-фокусное-баланс белого, с чем вам чуть лучше или чуть хуже помогут в любой отдельно взятой фотошколе. То есть есть, конечно, варианты, когда даже этому толком научить не могут, но как бы… ну… все же чаще могут. Уж слишком все тут просто, чтобы даже не очень подготовленный педагог серьезно облажался. Поэтому любой курс класса «основы» фотографии + любой курс класса «основы обработки» (читай: лайтрум/лайтрум+фотошоп/фотошоп ну и т.п.). Тут как бы и последовательности-то никакой особой нет, потому как откуда ей взяться. Если прямо еще очень хочется чего-нибудь, то после того, как картинки начнут получаться резкими, можно сходить на курсы по композиции. Тут, правда, я оставлю за собой право гнусно поухмыляться, потому как большинство этих курсов настолько оторваны от реальности, что… Ну, в общем, с тем же успехом можно послушать курсы об эстетике северного возрождения - и то толку будет для фотографии намного больше. Ну да ладно, не о том речь. Короче: технология съемки-обработка-композиция. Грубо говоря, три курса занятий по 8-10 и базовый навык у вас в кармане. Если, конечно, вы будете делать домашние задания.
Путь для Трека нумер 2: «хочу быть фотографом! Денег дайте!» Ооо! Мой любимый цвет, мой любимый размер! Дорогие мои! Бесценные! Лапушки и солнышки! Вы хотите денег в фотографии? Как я вас понимаю! Уважаю. Люблю. Ценю. Умницы! Все - в первую очередь! - бегом на курсы по бизнесу. Маркетинг. Переговоры. Бизнес-планирование. Стратегии и тактики малого бизнеса на несформированных и плохо сформированных рынках. Тайм-менеджмент. Речевые стратегии. Найдите приличного коуча. Вооот, как-то так. Что? А фотография где? Ну… ээ…ммм… А вы какой фотографией хотите зарабатывать много денег? Свадебной? Детской? Портретной? Журнально-рекламной (читай мода-бьюти-шмотки-косметика-модели-актеры)? Репортажной? (Ахххх-ха-ха-хааа!! Гы… ой, ну все… :) ). Высокотехнологичной-современной-3D-дронами-хайспид-стопмоу и т.п.? Какой? Не знаете? Ну… тогда, пожалуй, стоит попробовать подождать с зарабатыванием и поучиться фотографии. Глядишь, года через два-три, когда базовые технологические навыки улягутся, опыт съемки в студии - хотя бы по минимуму - но тоже уляжется, обработка будет если не «отскакивать от зубов», но и точно не вызывать ступора, когда вы попробуете и то и это, познакомитесь и плотно пообщаетесь с разными работающими фотографами, поймете хоть немного _чем именно_ занимается коммерческий фотограф в той или иной области - вот тогда можно будет говорить о специальном обучении.
Я лично человек старой, академической школы, а потому зануден. И лично я считаю, что коммерческий фотограф должен а) знать историю искусства б) знать историю фотографии в) знать историю кино г) знать историю и теорию рекламы д) иметь навыки ведения переговоров е) иметь хорошо развитые навыки селф-менеджмента ж) уметь получать резкие цветные картинки (ужас, правда?!) з) уметь хорошо обрабатывать картинки (даже если в реальной жизни вы работаете с аутсорсингом на обработку) и) дальше - в зависимости от той области, в которой вы хотите работать. МОДА, журналы, реклама, портрет разного толка - это свет, студия, модельные тесты, актерские портфолио, композиция вообще + натюрмортная композиция, позирование, групповое позирование, основы мейка, основы съемок со спецэффектами. СВАДЕБНАЯ ФОТОГРАФИЯ - репортаж, репортажный портрет, репортажный портрет с постановочным светом, постановочный портрет в интерьере и на пленере с естественным и постановочным светом, сетдизайн, композиция, позирование, позирование в парном и групповом портрете, верстка фотокниг, слайдшоу, основы DSLR-видео или что-то подобное. ДЕТСКАЯ ФОТОГРАФИЯ - позирование, групповое позирование, портрет в интерьере с естественным светом, портрет в интерьере с постановочным светом, психология общения (лично мне кажется, что это самый важный навык в этом жанре коммерческой фотографии), сетдизайн, композиция, ретушь портрета, верстка фотокниг, те же самые основы DSLR-видео. ПОРТРЕТ: психология общения, позирование индивидуальное и групповое, постановка света на портрете, постановка света на групповом портрете, съемка с естественным светом, съемка ню - позирование и свет, обработка, сетдизайн, стайлинг, основы мейка. РЕПОРТАЖ/фотожурналистика - композиция, отличное! владение техникой съемки, доведенное до полного автоматизма, съемка при плохом освещении, стробизм (если вы не под пули и танки лезете, конечно), развитые навыки коммуникации, композиция, композиция, композиция. ВЫСОКИЕ/современные технологии - тут я пас, нифига об этом не знаю. Вот. А дальше - вперед и с песней! :)
Трек 3 - «творческая фотография». Вот и добрались до самого интересного. До сути, так сказать. В вопросе творческой фотографии лично я придерживаюсь исключительно антисоветского, буржуйско-прозападного подхода. Для того, чтобы заниматься творческой фотографией, в первую очередь, надо научиться любить творчество. И потом выбрать в качестве инструмента творчества фотографию. Ну или еще вариант: уже любить творчество и уже немножко уметь фотографировать - и захотеть эти два умения гармонично совместить. И самый-самый сложный вариант: уметь уже хорошо фотографировать, давно снимать, разочароваться в коммерческой фотографии и решить «переучиться» на творческого фотографа. Небезнадежно, излечимо, статистика хорошая, но как же… блин… эх…. ну ладно, терпи теперь, раз уж взялся. :) Если серьезно, то творческой фотографии продуктивнее всего учить новичков, которые еще почти ничего не умеют. У них нет шаблонов, стереотипов, шор на глазах. Им еще никто не «объяснил», что вот так можно - а вот так нельзя. Они еще хотят пробовать, искать, исследовать - а не идти к кем-то предписанному «правильному» результату. Они вообще - и это сверхважно для любого творческого человека! - не очень-то верят, что есть какой-то там «правильный» результат. Их прет с процесса, им нравится открывать, удивляться и поражаться. Они, конечно, немножко боятся и иногда - бывает - немножко стесняются, но это ничего. :) Вот с этими-то людьми я и предпочитаю работать на курсах вроде «Тайны творчества». Самый ценный, самый прекрасный, самый отзывчивый и чуткий народ. Да. И вот уже потом, когда становится понятно, от какого именно вида творческой фотографии тебя прямо вот прет, что тебя прямо вот заряжает и подбрасывает конкретно вот от того и от вот этого, можно уже начинать погружаться в технику. Хочешь гиперреализма и галерейности как Гурский или Дийкстра - велкам ту зЫ хассельблад супершарп суперфотошоп кантри! Хочешь рефлексии? Хочешь стрита в стиле Брессона, Виногранда или Лейтера? Да пожалуйста! Главное, что этого хочешь ты сам, это твой осознанный и прочувствованный выбор. И вот дальше ты уже легко понимаешь, какие именно и зачем области фотографии тебе стоит изучить. Но сначала - сначала надо позволить себе начать получать удовольствие от творчества. А за этим - ну, вы знаете куда. :)
Всем хорошей недели! Люблю, целую, думаю о вас даже за завтраком! :)