Фото Александры Булдыгеровой
Фотовыставка молодежного фотографического общества "Смена", "Дети галактики" посвященная детям из детских домов проработала больше месяца в "Городском выставочном центре имени В. С. Рогаля". А сейчас переместилась в новую библиотеку имени Молчанова-Сибирского. По адресу : ул. Лермонтова 253. Выставка уже работает в отделе искусств на пятом этаже. Во вторник 16 июля состоится открытие в 17:00. Приглашаем всех, кто еще не видел нашу выставку и всех кто видел и имеет к нам вопросы.
А сейчас мое интервью для газеты "Восточно-Сибирская правда" об этом и других проектах "Смены" и о будущем в целом:
Дети Галактики
Выставку с таким названием экспонирует Иркутский дом-музей Виталия Рогаля. Ее авторы - участники молодежного фотообъединения «Смена». Ее герои - питомцы детдомов, дети, оказавшиеся без попечения родителей, так называемые «социальные сироты». Молодые фотографы назвали их детьми Галактики, чтобы подчеркнуть драматизм существования детской души в космосе одиночества, в холодной пустоте оставленности. А еще - для того, чтобы признать этих детей детьми всеобщими, нашими с вами, «ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети…». Не только о выставке, но и о серьезных современных проблемах с нами беседует лидер «Смены» Марк Рыбак.
- Марк, «Дети Галактики» - продолжение участия сменовцев в городской благотворительной акции «Подари мечту»?
- И да, и нет. По сравнению с прикладной функцией обслуживания проекта, мы поставили перед собой иную, я бы сказал, публицистическую задачу. В акциях поиска родителей для детишек, ждущих усыновления, которые проводили строительная компания «Новый город», арт-галерея «Диас» и благотворительный фонд «Наследие иркутских меценатов», мы были, в общем-то, техническими исполнителями, снимали портреты малышей, стараясь, чтобы ребятишки привлекательно выглядели. Мы гордимся, что приложили руку к этому важному делу, в ходе акций порядка пятидесяти маленьких иркутян нашли приемные семьи. Но сейчас нам важно высказать свое отношение к проблеме социального сиротства. Мы попытались средствами фотографии наглядно высветить острый общественный недуг, отразить болевые точки сегодняшней действительности. Многое, наверное, мы сделали неумело, допустили ряд художественных ошибок, обнаружили незрелость опыта, профессионального и человеческого (что ж, многим нашим авторам по 17 - 20 лет, и своих детей у них еще нет). Но то, что мы на такую задачу замахнулись, на мой взгляд, очень правильно и просто здорово.
Тут ведь важно не виртуозностью блеснуть (откуда она у тех, кто полгода назад взял в руки фотоаппарат?). Важно выбрать правильный вектор своего движения и роста в творчестве. Сейчас фотодело - модное и прибыльное ремесло. Оно часто рискует превратиться в хорошо продаваемое мифотворчество, в лакированный гламур или в формалистские выкрутасы с компьютерными превращениями. Но нам, родоначальникам «Смены», хотелось бы донести до подрастающего поколения, что фотография - это не только красивые картинки, это и мощное орудие воздействия на сознание людей, а значит, - на окружающую нас реальность. С помощью проникновенного, выстраданного кадра можно изменить мышление, всколыхнуть человеческие чувства, призвать к действию, наконец. Какую работу «аполитичного» художника Пикассо знает весь мир, включая самых несведущих людей? - Разумеется, «Гернику». Потому что она - о том, что касается каждого, к чему невозможно оставаться равнодушным, от чего нельзя отворачиваться, во что необходимо вмешаться. Это и есть подлинное искусство.
Что такое фотоснимок, по большому счету? - Растровая графика, набор точек, сочетание пикселей на определенной площади. Но видим-то мы образы, состояния, взаимодействия - целую жизнь. И это влияет на личность - заставляет радоваться, сопереживать, стыдиться, совершать поступки, наконец. Вот и мы стремимся к тому, чтобы молодые авторы не «фоточки фотали», не просто выполняли коммерческие заказы, а учились высказываться с гражданских, общечеловеческих позиций на самые актуальные и животрепещущие темы. Такие, как тема брошенных детей, острее которой, я думаю, сегодня в России трудно сыскать.
- Работая в детдомах, наверное, пришлось прикоснуться к конкретным ситуациям и судьбам…
- Конечно. И многие из них оставляют глубокое впечатление. Например, есть маленькая девочка, которую молодая мать родила на зоне, когда отбывала срок. Ребенка у нее сразу забрали в соцучреждение. Когда мамаша освободилась, обещала взять малышку, после того как устроит свои социальные и бытовые вопросы, с работой, с жильем. Но время идет, а женщина не торопится воссоединиться с дочкой. Ее жизнь движется своим чередом, появился какой-то новый мужчина, родился новый ребенок. А девчушка, к которой она и привыкнуть-то не успела, растет в казенном доме, остается за бортом. Или такая вот интернациональная драма. Есть в детдоме две хорошенькие сестрички. Отец у них - китайский мигрант, торгует на шанхайке. Мать - наша, коренная сибирячка. Брак не зарегистрирован. Китаец уезжает на родину за товаром, отсутствует какое-то время, а, вернувшись, узнает, что его русскую «женушку» за пьянку лишили родительских прав, что девочки изъяты из семьи. Российского гражданства у него нет, он никак повлиять на ситуацию не может. Ездит к детям, возит какие-то подарки. А они, между тем, подлежат усыновлению. И если им повезет с приемной семьей, ищи потом свищи горемыка-китаец своих отнятых птенцов. Запомнились мне три брата из одного «гнезда». Живые озорные мальчишки. По правилам, разлучать сестер и братьев нельзя, если отдавать новым родителям - то всех вместе. Вопрос: когда эта троица сорванцов дождется своего «звездного часа»? И будет ли он звездным? Не возьмут ли их куда-нибудь в деревню ради пособия и батрацкой силы? Когда знакомишься со всеми этими жизненными коллизиями, поражает, насколько обыденными становятся какие-то чудовищные, нечеловеческие отношения и обстоятельства.
Почему сегодня в России так часто и так запросто люди бросают своих детей? Ведь для этого надо перешагнуть, наверное, главный не человеческий даже - биологический, животный инстинкт, инстинкт заботы о потомстве, который даже в дикой природе остается одним из ведущих. Вон в сетях выложили фото кошки, которая выкармливает слепых ежат, потому что у них погибла мать-ежиха… Известны случаи, когда волки принимали в стаю человеческих младенцев… А мы теперь своих собственных оставляем беспомощными и одинокими. Это какая-то разгерметизация всех сохранных мотиваций, сбой в биопрограмме, в стремлении к выживанию на национальном уровне и на уровне отдельно взятых особей. Страшно и симптоматично, что в нынешнем отечестве такое высокое существо, как женщина, превращается в «кукушку», а то и в детоубийцу.
- Не будем забывать, что в «производстве» ребенка участвуют всегда двое…
- Я не о том, что ответственность мужчины меньше, скорее, даже наоборот, она тяжелей. Я лишь о том, что мужчина не может претендовать на столь высокую роль, какую природа и Бог, не побоюсь этого слова, отвели матери. Судьба каждого брошенного ребенка не должна оставаться частным делом, вычеркнутой строкой в биографии отдельных вымирающих семей. В это надо как-то вмешиваться. Задаваться вопросом, для начала, почему у нас законодательная база такая, что можно легким росчерком пера освободить себя от ответственности за потомство. Ну а потом, наверное, и себя спросить, почему рядом со мной это происходит? Что я в силах сделать, чтобы как-то на это повлиять, уменьшить эту боль?
Я, к примеру, не готов сегодня взять сироту на попечение. У меня есть желание и возможность нарожать и воспитать своих собственных детей. Но мне не все равно. Мне не дает покоя вопрос, как, почему эти дети попадают в детдом при живых родителях. И «Дети Галактики» - это мой, наш с ребятами посильный вклад в постановку этой проблемы, в диагностику этой раны.
Мы очень надеемся, что выставка вызовет хоть какой-то отклик в сердцах земляков. И мы довольны, что «первые ласточки» общественного резонанса уже появились. Наши старшие товарищи, мастера Иркутского фотографического общества - Бызов, Гуров, Тарханов и прочие - уже изъявили желание разделить с нами хлопоты в подобных социально направленных проектах. Им не хочется оставаться в стороне. В следующий раз мы будем рады работать с ними бок о бок, учиться их богатому опыту документалистов и репортеров.
- В следующий раз - это в акциях «Подари мечту», которые продолжаются?
- Не только. Мы очень надеемся, что опыт фотопроекта по усыновлению будет тиражироваться. Для этого в Иркутске есть все возможности. Есть социально ответственный бизнес, такой, как компания «Новый город», взявшая на себя финансовое бремя акций «Подари мечту», есть выставочные площади и организационные возможности «Наследия иркутских меценатов» и есть добровольные творческие силы, готовые на новые свершения. Мы в «Смене» готовы к освещению новых болевых моментов, требующих общественного внимания. Например, проблемы людей с ограниченными возможностями. Многие из сегодняшних инвалидов-колясочников вчера были здоровыми людьми, от несчастья никто не застрахован. Этим землякам тоже нужна забота, специальная инфраструктура, помогающая им жить вне отрыва от общества. Или судьба умственно-отсталых детей, тяготы семей, где они воспитываются. Да сколько еще есть вопросов, которые ждут коллективного неформального решения. От имени «Смены» я уполномочен заявить, что мы всегда рады будем послужить любой общественной инициативе по решению социальных проблем. И даже сами генерировать какие-то идеи в этом направлении.
- У вас есть что-то определенное в творческих планах?
- Есть. Мы думаем подготовить панорамную выставку под рабочим названием «Отцы и дети». Здесь ключевое слово «отцы». Это будет попытка как-то выправить «сдвиг» в сознании некоторой части современных мужчин, которые отчего-то забыли, как почетно и здорово быть отцом, забыли, что иметь детей и растить их - это, как ни пафосно звучит, богатство, а не обуза. Мне хочется собрать фотографические образы именно любящих отцов (пусть мамы не заподозрят меня в дискриминации). Отцов многодетных, может быть, одиноких, таких, кто вместе с детьми проводит досуг, занимается полезным трудом, кто находит в этом отраду и смысл жизни. Институт отцовства в современной России как-то непростительно ослабел, очень много неполных семей, горькое слово «безотцовщина» - печать на детстве многих мальчишек и девчонок. Нам хочется в полный голос напомнить, что отец - это звучит гордо. И жизнеутверждающе. В конце концов, замечательное слово «отечество» корнями связано с мужской родительской миссией. Если подрастающее поколение под покровительством крепких, ответственных и любящих отцов - то и отечество в порядке.
А еще нам бы хотелось заняться тем, чем в свое время с огромным успехом занимался наш мэтр фотодокументалистики Эдгар Дмитриевич Брюханенко. Его богатейшая ретроспективная выставка по истории Иркутской области стала бесценным подарком к 350-летию нашего города. А что мы будем выставлять на обозрение своим детям и внукам лет через 50? Чем сегодня живут и дышат территории региона? Что происходит в Братске, Усть-Куте, Усть-Илимске, Тулуне? Строится Богучанская ГЭС, непросто идут процессы эвакуации затопляемых территорий. Вымирают деревни, затухают маленькие города, меняется география, физиономия Приангарья. Многое безвозвратно уходит из жизни, а какие-то новые реалии, напротив, только-только зарождаются, идут в рост. Все это тоже надо отражать и сохранять как нашу общую память. Чтобы не было потом белых пятен в «семейном альбоме» нашей малой родины. Мы готовы ездить и снимать, фиксировать приметы нашего бурного и непростого времени. Но нам нужна поддержка. Нет, не тучные гонорары, достаточно скромных командировочных расходов и проездных. И тут мы нуждаемся в помощи меценатов, в благословении власти, в каких-то официальных покровителях. Уверен, если такие выездные проекты на комплексной платформе социального партнерства станут возможными, то и большие фотоавторитеты не останутся в стороне, послужат своими талантами и умениями на благо будущей фотолетописи края.
Любовь Гришина