Лекция по фотографии в школе интернате

Nov 07, 2012 23:58



Недавно я со студентами побывал в одной из школ интернатов для детей с девиантным поведением. Воспитанники школы в основном бродячие несовершеннолетние дети. Родители у них чаще всего бухают и лишены родительских прав. Эти дети живут в другом, холодном недружелюбном мире, в котором их никто не ждет. Они еще слишком молоды для мыслей о будущем. Сейчас им кажется что у них отбирают свободу. Свободу слоняться по улицам, спать в подъезде, воровать или попрошайничать. А что им еще делать? Мы все от них отвернулись.

Я почитал небольшую лекцию о фотографии. В конце я понял что моя лекция скорее для более взрослых, скучновато было ребятам со мной, слишком много философских вопросов я задаю.

Ну и конечно мы их поснимали. Вот снимки. Фотографии со мной сделал мой студент Семен Дудинов.

Так же ниже приведена моя лекция в немного сокращенном варианте.








Все подряд. Фотографируют мобильники и прочие устройства, фотоаппараты... А вот представьте себе, что было время, когда фотографий не было. Было такое время?

-Да.

-А как вы думаете, давно? «Давно»-это понятие расятжимое. Что такое «давно»? «Давно» - это когда?

- Год назад, там два...

-Нет... Лет шесть.

-Тоже «давно», что ли?

-Лет пятьдесят назад.

- А сколько вы думаете, существует, вообще, цивилизация человеческая на нашей с вами земле?

-В смысле, «цивилизация»?

-Ну люди на Земле сколько лет живут?

-Лет сто, наверное.

-Ну больше конечно. Но вот представьте, что люди на Земле живут давнее, но хорошо об этом помнят, что-то фиксируют, ну 100 000 лет. У нас сегодня 2012 год. Это от какого момента?

- От Иисуса...

- От Рождества Христова. А до этого тоже что-то было. Вот возьмем это время и там еще 10 000 лет где-то. Динозавры там - 50 млн. лет назад жили. То есть долго - 50 млн лет - да? А мы по сравнению с ними - не очень долго. И вот фотографию изобрели в 1839 году. Это когда было? Сколько времени прошло?

-70 с чем-то лет...

- Чуть меньше 200. В 2039 году - будет 200 лет. По сравнению с двумя тысячами лет - это много или мало?

- Мало.

- Не очень много, да. А представляете людей, когда фотографий не было, а потом она - раз и появилась! Представляете впечатления людей, которые увидели первые фотографии? Что произошло? Что такое снимок? Что он создает, что он делает? Вот сегодня мы можем посмотреть портрет Сталина. А Сталина сколько лет уже нет? А портрет есть. Что произошло, что получилось с помощью фотографий? Остановилось время! Мы сегодня смотрим снимки, которые были сто лет назад и на этих снимках могут быть люди, которых уже нет. И события, которые уже давно прошли. У нас на сквере Кирова стоял храм красивый, его снесли, поставили новое здание, а фотографии остались. Т.е. что такое фотография?



-Рисунок?...

- Это не рисунок того, что было. Фотография - это волшебство, друзья мои. Только с помощью фотографии можно взять и заморозить время. Можно выдернуть кусок из жизни. Мы с вами живем, время идет. Для вас еще не так сильно заметно, что оно движется быстро, а оно движется быстро. И времени того, которое есть - его не так уж много. А фотография может взять и выдернуть целый момент из жизни. Вот один снимок

Что это за снимок?

-Фашист?

-Да нет, это красноармеец, друзья мои.

- Это день Победы. В этот день произошло великое событие - Советский Союз победил в войне с фашистской Германией. А фотографы всю войну делали снимки. Представляете фотографы на войне? Зачем они делают такие снимки?

-Чтобы память была.

-Да, чтобы мы помнили. И скажите еще, сколько лет мы будем отмечать 9 мая?

-До конца жизни.

-Правильно! И мы будем видеть эту фотографию до тех пор, пока будет существовать хоть один человек на земле. Когда мы будем вспоминать ту войну. И снимки, которые были сделаны в тот момент вот этими мастерами-фотографами, они очень сильные. Почему?

- Представьте себе, что сейчас война. Чего мы все будем хотеть?

-Чтобы война кончилась.

-Да. Мы будем хотеть, чтобы война кончилась, больше, чем есть, пить, спать или еще чего-нибудь. Представьте, большая страна и все люди хотят только одного - Победы. И поэтому фотографы, которые делали эти снимки, они это чувствовали. И поэтому мы имеем возможность вернуться в прошлое и посмотреть на эти работы.



Какая суть фотографии? Зачем мы снимаем?

-Чтобы через 200-300 лет люди представляли, как мы с вами жили. Если мы смотрим фильм про ковбоев, мы понимаем, кто такой ковбой.

-По одежде.

-А откуда мы знаем, как они выглядели?

-По снимкам.

-Да. А если речь идет о Древнем Риме, когда еще не было фотографии?

-По рисункам.

-Да. Фотография очень важное и мощное социальное событие.

Есть такие люди - фотографы, которые фиксируют события происходящие. Это их профессия. И их главная задача - правильно и честно передавать то, что с нами со всеми происходит. Фотограф должен быть социально активным человеком, интересоваться, что происходит вокруг.

Ваша задача определиться, как дальше. Куда вы хотите направиться, чем заняться. Слышали слово «свобода»? Что это такое?

- За забором...

За забором свобода?! Я оттуда пришел. И там что-то свободы нет особо. Какие-то законы, правила, но свободы нет что-то...

Ты родился, у тебя какие потребности?

Мы когда рождаемся, мы зависимы от еды, воды, от тепла. Это уже несвобода. Свобода может существовать только в нашем сознании. А в нашем сознании - это уже называется «творчество». И свобода - она только в творчестве. И ту свободу, которая есть в творчестве, её никогда нельзя отнять, понимаете?

А фотография может дать возможность развиваться творчески. И вот надо придумать, кем вы хотите стать. Я хочу понять, что в вашем сознании, о чем вы думаете? Как вы видите жизнь за забором и внутри забора? Как вы видите вообще жизнь? Я пришел, потому что вы видите по-другому. И мне интересно. Мне хочется понять, как вы видите жизнь? Ответить на этот вопрос не так просто. Все, что с нами происходит, кажется сложным. И сложности создаем мы сами.

Фото Семен Дудинов



Есть у меня журнал - «National Geographic». Там самые красивые в мире фотографии. Люди, которые там работают - путешествуют по всему миру. Они снимают диких животных, дикую природу, они снимают в горячих точках и в каких-то местах, куда не просто попасть. И у них очень большое количество свободы, потому что они занимаются творчеством.

Вот снимок девушки, живущей в Иране. Фотограф сделал этот снимок, и он был напечатан везде. И она стала символом того далекого мира. И все смотрели на её фотографию. Но недавно группа съездила, нашла эту девушку и она впервые узнала, что её фотография была так популярна.

- Чтобы получился снимок, нужно, чтобы объект был перед объективом.

Все сложности фотографа, все его трудности оправдываются фотографией. Фотограф руководствуется изначально целью показать нам мир. Вот подводный снимок.

У тебя есть два варианта. Ты можешь сказать, я не создан для этого. Но это значит - сдаться.  А можешь сказать - я буду это делать до того момента, пока у меня не получится. И со мной была такая ситуация. Мне мой учитель говорил «забери эти снимки и больше не приходи». И я стал добиваться своего дальше. Всё зависит от того, насколько мы погружены и хотим с помощью своей деятельности что-то выразить. Что делает художник, когда создает произведение искусства. Любое?

Что происходит, когда снимают кино? Режиссер рулит этим процессом. Для того, чтобы создать произведение искусства, нужно взять реальность, провести её сквозь себя. А другой человек видит это и понимает, как интересно её видит другой. Чудеса вокруг нас. Фотограф может видеть не так, как видят все. Может увидеть предмет не с той стороны, с которой его видят все. 



Паренек Ваня, очень симпатичный ребенок с живыми глазами













Этому пареньку 15 лет













В спортзале




















занятия, социальные проекты, спец школа

Previous post Next post
Up