- Про свет в макрофотографии:
Поначалу была одна проблема: свет от вспышки получался очень жестким, с бликами, пересветами и провалами в тенях. Пришлось самому создавать рассеиватели (тогда я не знал, что для этой вспышки они продаются, да и тратить лишние деньги не хотелось). К моему сегодняшнему оснащению я шел около полутора лет.
Придумывал разные рассеиватели, но лучше остальных вышли такие: бутылки из-под кефира, к которым приклеен синтепон, обернутый в пищевую пленку. Очень бюджетное решение, но эффект дает колоссальный!
- О моделях в макрофотографии:
Многие спрашивают, как это так, что они у меня сидят и не улетают. Здесь есть свои хитрости: некоторые виды жуков, ночных бабочек, пауков могут сидеть неподвижно очень долго (особенно пауки, плетущие паутины), и им совершенно не мешает бьющая в глаза вспышка. После каждой съемки я выпускаю модель на волю, но не все насекомые на фото живые - иногда я снимаю и мертвых. Бывает, видишь красивого жучка или муху, и несмотря на то, что они мертвые, хочется показать их красоту.
Есть жуки, которые очень бликуют или переливаются в зависимости от того, под каким углом падает свет и какой он интенсивности. Например, навозника весеннего пришлось снимать, подсвечивая голову вспышкой, спину - светом от окна, а сзади на отражение я поставил лист белой бумаги, чтобы показать переход от голубого к синему.
- Стекинг:
Стекинг я выполняю в программе Helicon Focus. Раньше пользовался Zerene Stacker, но из-за ее медлительности решил перейти на Helicon и ни разу не пожалел: стек из 100 кадров собирается буквально за 2 минуты (Zerene справлялась минут за 40, а отличий в качестве я не заметил). Работаю я в двух методах: В и С.
Сначала собираю в С, затем - в В. Потом при ретуши итогового фото идет кадр из В, отредактированный пикселями из С. Метод С хорош в плане пересечений частей изображения, например волосков и лапок, но немного искажает цвет. Метод В делает правильный цвет, но создает артефакты в виде размытия в местах пересечения волосков, лапок и других частей. Поэтому я использую оба метода и создаю из них одно фото. Также при ретуши я беру пиксели и из других кадров, чтобы убрать другие косяки стекинга.
Напоследок хотелось бы сказать, что я сам когда-то был новичком, и не сразу у меня появилась дорогая техника. Всем начинающим макро-фотографам я желаю сначала освоить саму съемку, а уже потом покупать технику. Используйте макрокольца, обычные вспышки - даже встроенная подойдет, если придумать для нее рассеиватель.
Смотрите на красивые работы и учитесь повторять и понимать, как они сняты. И успех к вам обязательно придет!
Нравятся советы авторов журнала?
Подпишись на уроки фотографии и новости журнала PhotoCASA.
Фотограф Андрей Шаповалов
Автор
журнала о фотографии PhotoCASA