Как правильно подавать записки в храме.
1. Подавая записку в Храм, будем помнить, что нам необходимо и самим молиться о наших ближних.
2. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы.
3. Количество имён не ограничено, но лучше, если их будет не более десяти в одной записке. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких - подайте несколько записок.
4. Вверху записки помещают восьмиконечный православный крест.
6. Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем четко указывается их сан. Например, «о здравии» архиепископа Пантелеимона, игумена Макария, протоиерея Валерия, иерея Александра, затем пишите свое имя, своих родных и близких. Неправильно в записках именовать священников или монашествующих «отцами» и «старцами». То же относится и к запискам «об упокоении» - например, патриарха Алексия, митрополита Антония, протоиерея Леонида, Илии и т.д. Сокращение «арх.» воспринимается в Церкви как «архиепископ», а «архим.» как «архимандрит».
7. Все имена должны быть в церковном написании (например, Георгия, а не Юрия) и полностью (например, Александра, Николая, но не Саши, Коли). Если имя человека не содержится в церковных святцах, в записке следует указывать то имя, с которым он был крещен в Православной Церкви. В случае, если человек был крещен не в Православной Церкви (например, в Армянской Апостольской церкви), необходимо обратиться за советом к священнику.
8. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
9. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец, до 14 лет - как отрок.
Понятие «здравие» включает не только здоровье, физическое состояние человека, но и его духовное состояние, материальное благополучие. И если мы молимся о здравии человека, который сделал много зла, то это не значит, что мы молимся о том, чтобы он и в дальнейшем пребывал в таком же состоянии - нет, мы молим Бога, чтобы Он переменил его намерения и внутреннюю неустроенность, сделал так, чтобы наш недоброжелатель или даже враг стал пребывать в гармонии с Богом, с Церковью, с окружающими.
В эту записку следует записать всех, кому мы желаем здравия, спасения и благоденствия.
Слово Божие учит, что каждому необходимо молиться не только за себя, но и за других: «молитесь друг за друга» (Иак. 5, 16). На этой общей молитве друг за друга и строится Церковь.
Записка "О упокоении" и поминовение усопших
В Царстве Христовом смерти нет, а то, что называется смертью, есть переход из временной жизни в вечную. Отношения с дорогими людьми не прекращаются после их смерти. Физическая смерть тела прерывает только видимое общение с усопшими. Продолжением общения с усопшими ближними - это молитвы о них и их поминоваение. В записке О упокоении подаются на поминание имена усопших родственников, близких, учителей, благожелателей. Святитель Иоанн Златоуст, удерживая христиан от «лукавого плача», стенаний и рыданий, говорит: «Ты хочешь почтить усопшего? Почти его не плачем и рыданиями, но милостынями, благодеяниями и служениями».
Согласно Постановлениям Апостольским усопшие православные христиане поминаются на третий, девятый, сороковой, и годовой день после физической смерти. Обязательно надо поминать усопшего и в день его смерти, рождения и именин.
Особые дни поминоваения усопших:
В субботу мясопустную, перед сырной неделей, накануне воспоминаний Страшного суда.
Три (родительские) субботы Великого Поста - субботы второй, третьей, четвертой недель Великого поста - установлены потому, что во время преждеосвященной литургии не бывает такого поминовения, какое совершается во всякое другое время года. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви, и установлены эти родительские субботы.
В Радоницу - вторник второй седмицы по Пасхе - с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, в надежде воскресения и наших усопших.