Технология фальсификации американских космических съёмок в 60-х годах, 1-я часть

Nov 30, 2020 02:15

Автор доцент ВГИК, кинооператор Леонид Коновалов

Куда летит перчатка,
или разгадка «Джемини-4».

Предисловие.

Толчком к написанию моего «исследования» послужила статья доктора физико-математических наук А.Попова о космическом корабле «Джемини-4». Статья называлась «Первый выход американского космонавта в открытый космос - подделка кино!». Рассматривая киноролик о выходе американца Уайта в открытый космос, А.Попов обращает внимание на детали, которые говорят о фальсификации съёмок - это, например, немотивированно трепещущая лента вокруг скафандра (из-за потока воздуха) и неправильное (петлеобразное) движение облаков в конце ролика. Автор статьи приходит к выводу, что перед нами - подделка, а сам астронавт просто висит на тросе.

Однако у читателей оставался вопрос: каким же образом актёр, подвешенный на тросе, совершает такие невероятные кульбиты в пространстве, с поворотами в разных плоскостях, столь характерными для невесомости.



Мне, как специалисту кино, работающему в этой отрасли более 35 лет, как раз несложно ответить на эти вопросы. В своём исследовании я покажу те простые киноприёмы, которые позволили на экране создать иллюзию невесомости. Кто работает в кино или просто интересуется вопросами создания фильмов на космическую тематику, тем хорошо известны эти трюки, применяемые для получения эффекта невесомости. Они подробно описаны в специальных журналах (например, «American Cinematographer»), в различных книгах (например, «Техника комбинированных съёмок») - рис.1 - и, конечно же, в многочисленных интернет-статьях (например, https://www.mirf.ru/kino/kak-izobrazhayut-nevesomost-v-kino/).



Рис.1. Журнал и книга

Чтобы понять, каким образом был снят в павильоне «выход Уайта в открытый космос», необходимо упомянуть три киноприёма, которые существовали в докомпьютерную эпоху и применяются до сих пор. Прошу прощения у продвинутых читателей, что буду вновь излагать известные факты и приводить порой «заезженные» киноцитаты из известных фильмов. Ведь вполне возможно, что кто-то из читателей не смотрел этих фильмов или просто не знает, каким образом снимались в художественном (игровом) кино те или иные необычные кадры.
Например, в некоторых кадрах в фильмах «Космический рейс» (Мосфильм, 1935), «Дорога к звёздам» (Леннаучфильм, 1957) и «Место назначения - Луна» (США, 1950) невесомость снималась таким образом: актёр подвешивался на тросе, но благодаря нижней точке съёмки (камера была направлена вертикально вверх), трос перекрывался спиной актёра. Это давало возможность актёру свободно «парить» внутри декорации - рис.2.



Рис.2. Схема съёмки невесомости и кадр из фильма «Космический рейс».

Аналогичные приёмы использовались мастерами Голливуда для создания невесомости в кадрах «Джемини-4». На наш взгляд, разоблачение аферы «Джемини» имеет очень важное значение. Как написал А.Попов, «…Именно на фундаменте «Джемини» возведено «здание полётов на Луну». Показать, что этот фундамент фальшивый - означало бы нанести серьёзный удар по лунной афере. … К пятидесятилетию проекта «Джемини» известный американский сайт «Атлантик» писал: «НАСА начала проект «Джемини», чтобы подготовить грядущую программу «Аполлон». Были достигнуты сотни целей, включая первый американский выход в космос. После окончания проекта многие астронавты «Джемини» полетели на «Аполлонах» к Луне»».
Самым распропагандированным в космической афере (до лунной Аполлониады), является «Джемини-4». Согласно НАСА, 3 - 7 июня 1965 года состоялся полёт этого корабля (экипаж - Э. Уайт и Д. Макдивитт), причём именно в эту экспедицию астронавт Э. Уайт совершил выход в открытый космос.

Как был показан выход в открытый космос.

Согласно легенде НАСА, американцы вышли в открытый космос через два с половиной месяца после того, как такой выход впервые в мире был осуществлён Советским Союзом. Алексей Леонов, гражданин СССР, вышел в открытый космос 18 марта 1965 года с борта космического корабля «Восход-2». А уже 3 июня 1965 г. Эдвард Уайт якобы совершил выход в открытый космос с корабля «Джемини-4» - рис.3.



Рис.3. Вот как выход Уайта изобразил художник.

Мы пишем «якобы», потому что у нас есть веские доказательства, что никакого выхода в открытый космос американцы не осуществляли, а предоставленный 9-минутный ролик «космической прогулки» (space walk) был отснят в павильоне силами мастеров Голливуда.
На Ю-Тубе выложен осовремененный (обработанный на компьютере с применением современных программ) вариант выхода  Уайта в открытый космос.
6 кадров в секунду превратили в 24 кадра не просто размножением, а интерполированием промежуточных кадров.
https://www.youtube.com/watch?v=EnX24ifFuac

Сам ролик сделан великолепно. И очень похож на документальную съёмку. Уайт вначале стоит у открытой дверцы космического корабля, затем, удерживаемый фалом, медленно отлетает метров на пять. При этом он крутится в разных направлениях, то скрываясь за границами кадра, то появляясь опять- рис.4.



Рис.4. Некоторые фрагменты видеоролика.

Казалось бы, снято убедительно и очень похоже на настоящую невесомость. Однако через 3 минуты после начала ролика вдруг происходит событие, которое сразу же заставляет усомниться в документальности происходящего. Из открытой дверцы космического корабля вслед за вышедшим Уайтом вылетает перчатка - рис.5.



Рис.5. Из открытого люка вылетает перчатка.

Она свободно парит в пространстве, соскальзывает с дверцы, движется вверх, ударяется о фал, переворачивается, отлетает в сторону и скрывается за границей кадра. По мнению мастеров Голливуда, этот факт должен убедить зрителя в том, что съёмка происходит в невесомости.
Сколько ни приглядывайся к перчатке, вокруг неё не видно контуров, которые могли бы остаться от контрмаски, если впечатывание объекта в кадр производилось с помощью хромакея.
В докомпьютерную эпоху использование хромакея легко идентифицировать по контурам вокруг внесённого на фон объекта - рис.6.



Рис.6. Кадр из фильма «Багдадский вор (Великобритания, 1940 г.), где (возможно, впервые) для комбинированных съёмок был применён хромакей (синий экран).

Для отделения синего или зелёного фона используются две контрастные черно-белые киноплёнки, с их помощью делают маску и контрмаску - рис.7.



Рис.7. Пример маски и контрмаски на черно-белой киноплёнке.

Одна пленка закрывает фон, когда впечатывается переднеплановый объект, а вторая пленка закрывает сам объект, и тем самым открывает доступ к фону. В две экспозиции на новую кинопленку поочередно впечатывается отдельно фон и отдельно переднеплановое изображение. Из-за этих масок вокруг предметов образуются контуры, которые выдают применение комбинированных съёмок.
 С этой точки зрения можно утверждать, что в видеоролике о «Джемини-4» перчатка реальная и действительно находится в кадре одновременно с астронавтом, сталкиваясь на своём пути то с дверцей, то с фалом астронавта.
Но именно эта парящая перчатка является ключом к разгадке «Джемини». Перчатка выдаёт способ съёмки.
Но чья это перчатка и кто её бросил? Второй астронавт Д.Макдивитт? Хоть капсула «Джемини» очень маленькая по размеру, там вмещались два астронавта - рис.8.



Рис.8. Э.Уайт и Д.Макдивитт у макета капсулы «Джемини».

Исходя из конструкции капсулы, он может находиться только слева. И перчатка вылетает из внутреннего отсека откуда-то слева и ударяется об иллюминатор дверцы. Но зачем он бросил перчатку? И с чем остался сам? Ведь при открытии дверец капсулы внутри наступает полная разгерметизация.
  Не будем на этом заострять внимание, может, у них там в капсуле хранится куча запасных перчаток! Данная перчатка нам рассказала о другом, более важном факте - о том, что здесь использован приём комбинированных съёмок. Потянув за эту ниточку, мы обнаружили целый клубок подтасовок и несоответствий, и в движениях астронавта, и в эффекте невесомости, которые нас убедили в том, что «выход в открытый космос» снят в павильоне на фоне киноэкрана.
  Именно на фоне киноэкрана снимали пролёт «Джемини» по орбите Земли в художественном фильме «Человек на Луне» (First Man, 2018). Фильм посвящен первопроходцу Армстронгу, который до миссии «Аполлон-11» якобы летал на «Джемини-8». Вообще, многие астронавты из проекта «Джемини» потом стали лунонавтами. Стоит добавить, что всего в миссии «Джемини», согласно легенде НАСА, было 10 полётов за полтора года.
  Так вот, пролёт «Джемини» над земной поверхностью снимался в фильме «Человек на Луне» с помощью макета капсулы, которая проецировалась на киноэкран с движущимися облаками. Точнее, это был не просто киноэкран, а современная LED-панель. Капсула могла вращаться вокруг продольной оси, изображая кручение космического корабля. А, кроме того, платформа, на которой крепилась капсула, с помощью гидравлических поршней-опор, могла раскачиваться в горизонтальной плоскости.
Вот как это выглядело - рис.9.



Рис.9. Съёмка макета "Джемини" на фоне облаков.

В общих чертах примерно так же снимался выход Уайта в открытый космос. Съёмочная камера была установлена на макете космического корабля, движение облаков проецировалось на киноэкран, а сам астронавт был подвешен на двух тонких стальных тросах, на рояльных струнах. Например, такие рояльные струны применялись для подвешивания актеров при съёмке сцен невесомости в голливудском фильме "Место назначения - Луна" ("Destination Moon"), США, 1950 г. Фильм в 1951 году получил "Оскар" за спецэффекты.
  Во время съёмок фильма «Место назначения - Луна» …Отдельная сложность возникла со скафандрами. Поначалу режиссёр хотел позаимствовать амуницию у лётчиков. Такое облачение смотрелось очень выигрышно и аутентично, но оказалось, что ткань подобных костюмов нежная и легко рвалась от соприкосновения с рояльными струнами, на которых подвешивали актёров для имитации невесомости. Художнику пришлось создавать с нуля дизайн скафандров… В тяжёлых, закрытых скафандрах актёрам было тяжело перемещаться, и они быстро задыхались и уставали. ( https://ru.wikipedia.org/wiki/Место_назначения_-_Луна )

Возможно, вы с недоверием отнесётесь к заключению, что астронавт Уайт в обсуждаемом ролике просто подвешен на проволоке. Человеку, незнакомому с технологией комбинированных съёмок, не понятно, как актёр, изображающий Уайта, может крутиться в разных плоскостях и выполнять непростые кульбиты. Подождите немного, мы откроем для вас эти киносекреты. Вы удивитесь, когда узнаете, что подвешенный на тросе актёр, никаких кульбитов и поворотов не выполнял вообще, а просто висел неподвижно, иногда слегка шевеля руками и ногами. А повороты вместо него делала съёмочная камера - она двигалась вокруг астронавта.
  Но прежде чем в деталях раскрыть технологию, как в павильоне создавали эффект невесомости, позвольте рассказать о четырёх причинах, которые подвели нас к выводу, что выход Уайта в открытый космос - фальсификация. Первые две причины упоминались неоднократно и до нас, поэтому мы ограничимся лишь их беглым описанием. А вот третья и четвёртая причина относятся непосредственно к области кино, и поэтому будут рассмотрены нами подробно.

Источник сайт Леонида Коновалова

Продолжение в следующем посте.

Этот блог целиком посвящён анализу американской фальсификации полётов на Луну со строго научной позиции: Лунная афера: Хьюстон, у вас проблемы!

Каталог всех статей журнала: https://photo-vlad.livejournal.com/33746.html

Чтобы сразу видеть мои свежие посты в своей ленте, пожалуйста, добавляйте мой блог в друзья и подписывайтесь на обновления.

Previous post Next post
Up