Михаил Рыжов
Я не снимаю модельные тесты! Я снимаю интимные портреты.
Я пришел к такому заключению относительно недавно, когда начал систематизировать весь свой отснятый материал. Перебирал фотографии, складывал их по папкам, располагал в нужном порядке, бесконечно долго смотрел, кадрировал, поворачил, размышлял… До сих пор я никак не характеризовал свои фотографии. Психологический портрет? Да какой там, этим девочкам не больше 16. Они не рок-звезды, не актеры и не публичные личности. Обыкновенные девочки, которые учатся в школе. Гуляют, делают уроки и опять гуляют. Таких можно увидеть на улице каждый день. Но без инстаграмовского фильтра и фотошоповского блюра вы их не узнаете. Даже не обратите внимания. В социальных сетях все выглядят не так, как в жизни. В обыкновенной такой, бытовой жизни все проще. До безобразия проще. И современным людям там не интересно. Скучно. А мне замечательно! Я счастлив. Поскольку я там один.
Мне повезло - несколько лет назад я пришел в одно из прекрасных модельных агентств Москвы и попросился снимать тесты. Мне улыбнулись и уже на следующий день я работал с девочкой. Таких называют "new face". Новое лицо. Девушки приезжают из самых разных регионов. От Нижнего Тагила до Самары. С ними делают несколько съемок у разных фотографов и потом оценивают, сможет ли она быть востребована на Западе. Если типаж востребован - ее отправляют, например, в Японию. Девушка постоянно находится под присмотром агентства, никакого эскорта и услуг - исключительно съемки или показы. Через пару-тройку месяцев она возвращается, при деньгах, с невероятным портфолио и незабываемыми впечатлениями. Ура!
Моим моделям не больше 16. Мне повезло - я ловил их на той стадии, когда они еще и понятия не имели, как проходят съемки, не были испорчены "поставленными" движениями и взглядом. Я ловил их совершенно чистыми. Как внутри так и внешне. С некоторыми девушками я разговаривал, интересовался их жизнью, увлечениями и надеждами. Параллельно снимал. Были и такие, с кем я мог не произнести и не слова. Мы просто сидели и смотрели друг на друга. И я опять снимал. Никаких хитростей, кроме одной - мы всегда были вдвоем.
Я практически всегда недоволен съемкой во время съемки. Внутренне, разумеется. Модель ничего не должна заподозрить. Иначе совсем ничего не получится. Оглядываясь назад, хочу заметить, что это верный признак удачной работы. Я постоянно нахожусь в состоянии внутренней борьбы. С чем именно - не знаю. Но прекрасно это чувствую. Я злюсь на себя, на модель, на свет, камеру и все что угодно. Проклинаю любую мелочь. В любой момент могу разорваться и тогда все - катарсис.
Как бы это ни было странно, но все еще актуальным остается вопрос "как работать с моделью". Я вам расскажу. Слушайте. Это очень просто - позвольте ей делать все, что она хочет. Без исключения. Она хочет закинуть ногу за голову - давай! Сесть на шпагат между ветками на дереве - начинай, я снимаю! Извивается как уж и никак не примет нужной позы? Так надо, поверьте. Зачем бороться с моделью и заставить ее что-то делать? Никто не любит, когда его заставляют. В ней всего лишь бурлит энергия, она переполняет ее и просится наружу. Так дайте ей спокойно выйти. Как только это случится - а вы тут же это поймете - она ваша. Полностью. Без остатка. Делайте с ней что хотите. Теперь она будет впитывать только то, что вы излучаете. Отдайте ей себя! Не жадничайте. К концу работы вы опустошитесь. Не бойтесь. Так надо. Вы сняли то, что хотели? Уверен, что да.
Когда я начинал заниматься фотографией, меня очень мучил вопрос техники. Я не знал, какой выбрать объектив, чтобы добиться необходимой резкости, думал о количестве мегапикселей в камере и старался снимать только в студии, чтобы управлять светом. Я верил к волшебную кнопку на самом дорогом фотоаппарате. Искал ее. Эх… Теперь я совсем другой. У меня стоит штатный объектив, который был в комплекте с моей любительской зеркалкой и я забыл о суете с мегапикселями. Потому что это все ерунда. Полнейшая. Если вы художник, то какое вам дело до кисти? Ваша картина пишется в голове, а кисть всего лишь инструмент, позволяющей перенести ваши фантазии на холст. Если вы мне все еще не верите, то вот вам цитата Франческо Бонами: "Искусство существует и для тех ( и прежде всего для тех ), у кого нет денег, но кто умеет мечтать - и кому для этого больше ничего не нужно."
Самое сложное для меня после съемки - отбор. Слишком сильные остаточные впечатления могут помешать и за красивой фотографией можно не заметить лица. В таком случае я смотрю какой-то великолепный фильм, готовлю ужин или гуляю. Нужно перебить старые впечатления порцией новых. Это очень важно. Я не люблю оставлять по 10 фотографий. Смысл имеет одна, максимум две фотографии. Именно в них должно быть открытие. Если его нет - продолжаю искать в дублях, либо откладываю съемку до лучших времен. Возможно, до этих фотографий нужно дорасти.
Мне нравится оставаться в одиночестве. Когда люди собираются вместе, они становятся до безобразия скучными. Начинается обмен пустяками и проблемами. Мне не интересно обсуждать проблемы. Для меня имеют значения смыслы, идеи, открытия. Нужно оставаться в одиночестве, в тишине. Развивать индивидуальные черты человека. Именно они создают личность. И тишина. Тишина.
Бытует мнение, что с человеком необходимо поддерживать диалог во время съемки, иначе он не сможет раскрепоститься. Сможет. Сам того не желая. Я точно знаю. Направьте на него объектив. Да побольше. И наблюдайте. Молча. Сначала он занервничает, может даже начнет позировать. Но вы - фотограф - неподвижны и это смущает еще больше. Как же так? А где команда? Куда повернуться? Вот, человек уже и не знает, что делать. Здесь главное не выпускать его взгляд. Он должен наблюдать за вами. Он думает, что контролирует вас. Постоянно. Его взгляд устремлен на вас. В объектив. Вы ждете его. Заходи! Что? Щелк! Спасибо, вы были великолепны.
Разумеется я пользуюсь фотошопом! В этом нет никакого секрета, как и в том, что им пользуются все. Даже отпетые ненавистники графических программ и идеалисты "чистой" фотографии прибегают к его помощи. Но в этом слове и скрывается вся подсказка - "помощь". Не переделка фотографии. Не перерисовка светом. Не изменение пластики. Последний штрих, росчерк автора, автограф. Называйте как хотите. Мне кажется, если бы у Леонардо был фотошоп, ему бы понадобилось гораздо меньше времени, чтобы закончить улыбку Джоконды, а не 13 лет. Серьезный срок. Фотошоп помогает мне выявить те достоинства лица, которые наш глаз и уж тем более, камера, не замечают. Для меня лицо - это не два глаза и рот, это целая архитектура, ландшафт. Мне кажется, лицо - это не просто портрет души, а сама душа, вывернутая наизнанку. И я бесконечно рад, что она не умеет позировать.
Мне кажется, что портрет в фотографии - это нечто магическое. Это не просто достоверно запечатленное лицо в десятимегабайтном файле, это не кучка морщин или закрытые глаза и даже не твои впечатления от человека. Это нечто третье. Есть ты, твой портретируемый и оно, третье. Некая субстанция, которая впитала часть тебя, модели, ваш настрой, внешнюю атмосферу, а затем переварила это какое-то время и выдала на печать. Процедура похлеще любого фотосинтеза! Своего рода соя, которую вы наполняете добавками во время работы. Ссора во время съемки? Немного перца, пожалуйста! Проблемы со светом? Лавровый лист и немного соли! Нет контакта между моделью и фотографом? А добавьте еще морепродуктов! Это вам не "100 лучших рецептов". Это уже авторская кухня. Экспериментируйте. Добавьте своего, позаимствуйте чужого. Вы художник, значит немного грабитель. В хорошем смысле, разумеется.
Я слишком поздно понял, кем хочу быть.
Как любой прилежный молодой человек, после школы я поступил в институт. Волнительное событие, не так ли? Так было и для меня. Примерно год. Два десятка экзаменов на отлично, повышенная стипендия и умиротворенность. А потом все. Нет-нет, я не бросил учебу, как это делали все крутые ребята в силиконовой долине. Доучился. С горем.
Почему так? Фотография. Она поглотила меня. Вселилась в меня. Крепко. Шалунья. Больше я не мог присутствовать на скучных лекциях. Я бродил по улицам. Снимал. Все подрят. А потом смотрел. Сравнивал. Повторял. Пробовал лучше. Почти бездумно. Почти.
Вот это и есть моя школа. Фотографическая школа. За партой вас вряд ли научат. Нужно искать. Самому. Переосмысливать и пробовать. А потом у вас все сложится. Дайте лишь настояться.
Композиция - это основа создания изображения. Это пространственная связь между всеми частями изображения. А вообще, как сказал один мой великолепный художник: " Все должно быть на своих местах". Вот как это понять - все ли на своих местах - вопрос либо времени, либо чутья. Если у вас есть время - смотрите картины, фильмы, читайте литературу и наблюдайте за жизнью. А у кого нет времени, обычно есть чутье. Я знаю. Временами чувствую.
Художник не должен объяснять свою работу. Я убежден в этом. Мне кажется не совсем верным навязывать зрителю смысл, который ты, как художник, привнес. Ведь это самое крутое - наблюдать, как зритель расшифровывает твою работу. Он ищет связи, метафоры, сравнивает, крутиться на месте, щуриться, восхищается или не понимает. Но чаще зритель решает, сможет ли он повторить так же или нет. Если понимает, что сможет - довольно переходит к следующей работе, а если нет - тушите свет - начнет интересоваться, на какой сковородке это готовили, сколько перца добавили и почему не посолили. Может быть вместо подписи автора под работой оставлять рецепт? Знаете, как в старых отрывных календарях. На каждый день. Довольно мило.
Я снимаю интимные портреты.
Это не всегда портрет комплиментарный, потому что я не стремлюсь украсить человека; это совершенная противоположность портрету психологическому, поскольку я не показываю человека "самим собой"; и, наконец, это не индивидуализированное изображение человека, так как меня не заботит момент сходства. Это абсолютно личное, никому неведомое состояние человека, в которое я проникаю под предлогом сфотографировать его, и какое-то время смотрю на мир другими глазами. Вот что такое интимный портрет. Это когда вы можете бессовестно влезть в другого человека и смотреть на себя его глазами.
Неизменно важным остается вопрос света. Сколько источников вы используйте в своей работе? Часто меняете свет во время съемки? Какие схемы света используете?
В феврале РИА новости проводили открытую лекцию Юрия Норштейна ( "Ежик в тумане"). Тема выступления была такая - "Искусство свободы, свобода в искусстве". Он рассказывал о своей работе, как проходят съемки, успехах и неудачах. Но самая главная его мысль, с которой я нашел пересечения позже, заключалась в том, что когда искусство накладывает на тебя некие ограничения, работа становится продуктивнее. Это если в двух словах.
Вернемся к вопросу света. Бывает так, что вы приходите на съемку и казалось бы, все супер круто. У вас отличное настроение, камера настроена на шедевр, модель прекрасна, но... Нет света. Те источники света, что были предназначены для вас, взял другой, более важный клиент ( всякое бывает ), или перегорел импульсный свет, а из постоянного только пилотный. Грустно, не правда ли? Но, к счастью, в этот момент понимаешь, что это и есть те самые ограничения, посредством которого искусство хочет проверить тебя на стойкость. И в этот момент задор становится еще больше! В таких случаях я брал либо пилотный свет, либо настольную лампу, либо что угодно, более менее светящее и снимал. Внимание! - снимал. И получалось. И чаще намного лучше, чем в идеальных условиях. Чего и вам желаю.
Не стоит делать из студии культа. Это всего лишь инструмент. Хоть и неплохой.
Фотография дорогое удовольствие. Как и бальные танцы. Хотя еще не известно, что лучше. Когда я начинал работать, я всегда стремился к прекрасному результату. А чтобы его достигнуть, нужна команда прекрасных людей. Визажист и стилист считаются такими людьми, чье участие даже не обговаривается! Все знают, что они нужны. Если грубо, то визажист накрасит, а стилист оденет. Вам остается лишь снимать. Чудо!
День съемки. Модель едет, а часть вышеописанной команды упала в бездну зоны недосягаемости. Их нет. И не предвидится. Аврал, не иначе. Но отменять съемку мешают не только личные качества. Поэтому я беру модель и мы едем с ней с Метрополис. Знаете, тот, который на войковской. Большой торговый центр. Прекрасное место! Немного побродив, там можно без труда накрасить модель.Но самое главное, зачем мы туда поехали - снимать. Там масса одежды. Тонны. Заходи в любой магазин, набирай любой одежды и снимай. Где? В примерочных. Поверьте, места хватит. Можно ли? Да черт его знает. Я не спрашивал, ведь я всего лишь фотограф.
Я неизменно и каждый день придерживаюсь одного принципа - делайте то, что любите. Мне абсолютно все равно на все возражения и протесты - они существуют лишь в головах. Если вы еще не нашли то, что любите - продолжайте искать. Безустанно. Каждый день. В каждом закоулке. Вы поймете, что это оно, только когда найдете. Не успокаивайтесь. Самое главное - и это даже больше, чем полдела - предпринимать какие-то шаги. Это всё бесконечно банально и все это знают, но... Все же находятся "но", правда? Будьте достаточно смелыми, чтобы найти свое страстное увлечение. Это может быть - а чаще так и бывает! - совсем не то, чему вы учились. Никто не может подсказать вам, что это, только вы сами.
Я снимаю интимные портреты.
Я никогда не снимал по времени. У меня нет таймера, который срабатывает через три часа и говорит : "Стоп! Мы свое сняли. Пора домой". Я снимаю ровно столько, сколько подсказывает чутье. Если мне кажется, что не хватает 300 кадров, я удаляю первоначальную часть съемки и продолжаю работать. Если я вижу, что схожу с ума от девочки уже на 30 кадре, я заканчиваю. Никогда не стараюсь забить всю карту памяти. Получилось - я счастлив. Если же нет, то...
Когда я снимал одну девочку, мы с ней безумно хохотали всю съемку. Не знаю почему. Я ее не смешил. Мы болтали, смеялись, и, казалось, настолько сблизились, что я готов был на нечто большее, чем съемка. Но все обернулось намного лучше. Она перестала смеяться, посмотрела на меня и сказала: "Ну все. Теперь ты. Давай мне камеру!" И мне пришлось занять ее место. Теперь она снимала меня. Я не знал куда мне деться. Зажимался, улыбался, даже пробовал танцевать. А она снимала.
Это очень полезный опыт. Иногда нужно встать на место другого человека, чтобы понять его. Нельзя смотреть на мир с одной точки зрения, нужно пытаться перенять чужой опыт, чужой взгляд. Как говорится, open your mind. В тот момент я снял одну из лучших портретных работ.
Я никогда не готовлюсь к съемке. В том плане, что не строю декораций, не подбираю фон, не приношу с собой кучу всякого барахла. Нет. Пользуюсь только тем, что есть под рукой. Есть угол комнаты - чудесно! Будем снимать там. Есть потрепанный стул - это просто сказка! Черный фон, матовая стена, линолеум - абсолютно все равно. Интерьер абсолютно не важен. Абсолютно. Люди приспосабливаются к чему угодно. Так тараканы. Так и мы с девочками - вживаемся в любую атмосферу. И она нам нравится. И уже не важна для нас. Мы забываемся. И просто смотрим. Друг на друга, в окно, на стену. В пустоту. Заставляем работать фантазию. Мечтаем. Отдыхаем. Больше то и негде. Вокруг суета. А мы двоем. Молчим и смотрим. Молчим и мечтаем. И опять молчим.
Никогда не знаешь, что на уме у этих женщин.
Меня всегда завораживало мировоззрение женщин. Этот невероятный внутренний мир, не подающийся никакой разгадке. Тайна, покрытая сказкой. Куча мыслей, скрытая за волшебной внешностью. Столкновение внутренней и внешней красоты. Прирожденные кокетки, следующие своим желаниям. Непоколебимая уверенность в себе. Абсолютно открытые чувства, абсолютно завораживающая страсть. Впечатлительность и простота. Незатуманенный взор и большое сердце. Удивительно.
Как этого можно не замечать?Это же все на виду! Постоянно. Прямо перед носом! Распахните уже свои глаза! И смотрите. Смотрите. Однажды увидев все это, я не смог остановиться. И начал смотреть еще и еще. Только уже через камеру. Так надежнее.
Как однажды сказал Жванецкий: "Писать нужно тогда, когда не можешь не писать".
Точно такого же принципа я придерживаюсь и в фотографии. Я не снимаю лишь бы снять. Это не верный подход. В корне не верный. Какой-то обман. В первую очередь, себя самого. А фотография наказывает обманщиков. Она это чувствует. Нужно быть искренним в своих желаниях, в своих поступках. Не нужно говорить, если нечего сказать. Не лишним будет сначала послушать. А потом еще и подумать. И не только над сказанным. Слишком уж скептически я отношусь к таким говорунам. И совсем уж недоверчиво к тем, которые говорят: " Ну что ты молчишь? Расскажи что-нибудь." Как это - "что-нибудь"? Я не умею говорить о таком. И не знаю как. Поэтому и молчу. Слушаю, что скажите вы. Это намного интереснее. И познавательнее. Хоть и очень редко.
Честно говоря, я не знаю, сколько шагов нужно сделать, чтобы прийти к хорошему портрету.
Ракурс, фон, эмоция, момент... Сейчас довольно много литературы, уроков, примеров "как надо, чтобы было хорошо". Их действительно очень много. Цифровая эпоха же. В свободном доступе можно получить абсолютно любые знания. И применять их. И что-то получать. На самом то деле, чтобы стать художником, нужно совсем не много. Кто-то сказал, что для этого нужно делать либо то же, что и все остальные, либо убедить остальных в том, что ты художник посредством своих работ. Первый путь невероятно прост. И доступен. Всем. Второй абсолютно неизвестен. И куда он ведет - никто не знает. Лотерея. Удачливая ли?
Самый наглядный пример - художники Арбата. Сколько раз я ходил мимо них и наблюдал - они все умеют рисовать. Кто-то лучше, кто-то чуть хуже. Но все умеют. У них академическое образование. Поставлена рука. Твердо и непоколебимо.
Настоящий же художник должен ломать эти устои. Его научили, а он переучивается. Сам. Как того желает. И плевать на правила. И тогда есть надежда. А порой и шедевр. Но это позже.
Я ничего не додумываю в своих работах.
Мне кажется, искусство намеренно возвели в какой-то магический статус. Казалось бы - черный квадрат. Ну да, квадрат. И я бы такой нарисовал. А потом смотришь - да что-то он и не совсем квадратный. Пропорции не геометрически точны. Хм... И думаешь. Смотришь на него еще раз. Но уже совсем по-другому, не как на квадрат, а как на таинство. Что ты там скрываешь? Вспоминаешь, анализируешь, сравниваешь... Опять смотришь. Ну конечно же! Все очень просто. Я вам расскажу. По секрету. Мне об этом сказал Оскар Уайльд. Точнее не то чтобы сказал - оставил записку. Да и не прямо уж оставил - спрятал. А я нашел. Так вот: "Жизнь подражает искусству в гораздо большей степени, чем искусство подражает жизни."
Вот и все.
Чем я руководствуюсь в своей работе?
У меня есть несколько принципов, которых я придерживаюсь. Удивительно, но великая Apple тоже их знает и неизменно применяет! Правда, в Купертино. А я здесь, рядом с вами.
Так вот:
"Делайте то, что любите". Нужно иметь много смелости, чтобы ни смотря ни на что придерживаться этого.
"Встряхните ваше сознание". Творчество - это процесс объединения вещей. Широкий набор впечатлений расширяет понимание человеческого опыта.
"Скажите "нет" тысяче вещей". Простота - это самое сложное.
Знаете ли вы людей, следующих за своей страстью? Есть ли у вас увлечения и интересы помимо работы? Как высоко вы устанавливаете свою цель? Вроде бы простые вопросы, но как много ответов они дают.
Успеха!
Как отличить хорошую фотографию от недостаточно хорошей? Такой вопрос возникал и у меня. И это правильно. Так должно быть. Смысл фотографии и фотографирования как такового заключается в поиске ответов. И это бесконечно важно! Это и есть одна из особенностей фотографии, которую я страстно люблю. Ничто на свете не даст более точный ответ, чем сам процесс поиска. Простота - это самое сложное. Помните? Когда вы проработали тысячу вариантов, вам есть от чего отказаться. Когда у вас всего один вариант, вы так и будете держаться за него. Но вряд ли он окажется именно тем, который вы искали.
Вернемся к вопросу. Меня перебивает Алексей Бродович... Ну что ж, дадим ему слово. "Посмотрите тысячи фотографий и сохраните их в памяти. Позднее, увидев в видоискателе что-нибудь, напоминающее вам увиденные фотографии, не снимайте это".
Спасибо.
Я не из тех фотографов, которые заранее придумывают тему, а затем начинают над ней работать. Нет. У меня получается все наоборот - сначала я работаю, снимаю. Откладываю. Накапливаю. Медленно собираю. А затем сажусь и начинаю думать над этим материалом. И все складывается само собой. Конечно, это происходит не сразу. Необходимо время. Одна мысль сменяется другой, одно высказывание переходит в другое. Это очень важно - то, как ты представлял свою работу в начале пути должно кардинально поменяться на выходе. Получить совсем другой вектор развития. В конце ты должен придти к совсем другому результату. Неосознанно. Интуитивно. Это очень сложно - пробираться на ощупь. Но это и есть самое интригующее - ты обязательно к чему-то придешь. А то, как к этому придешь, во многом будет зависеть от того, что видел на своем пути. Это как консервировать банки с огурцами - никогда не знаешь заранее, взорвется ли какая-то из них.
Я очень рад, когда девушки приходят в хорошем или плохом настроении. В первом случае к концу съемки оно у них кардинально поменяется, во втором - они будут рассказывать, кто им его испортил. Это не значит, что я сознательно хочу испортить им впечатления. Совсем нет. Для меня важно проработать весь спектр женского состояния и вытащить тот, который наиболее характерен в конкретном случае.
Самое интересное в этом то, что нет никакой схемы. Нет ни одной отточенной схемы ни для одной девушки! К каждой девушке требуется свой подход. Тот прием, который позволил тебе получить прекрасную фотографию в предыдущий раз, не сработает в этот. Нужно заново изобретать тактику. Забывать все, чем пользовался до этого и искать новое. Только там можно что-то открыть и не повториться. А это и есть основная задача художника.
Аппетит приходит во время еды.
Это правило справедливо и для фотографии. Серьезно. Я ничего не придумываю заранее. Ровно до первого спуска затвора я не знаю, как буду снимать. Но как только снят первый кадр - важно не подавлять в себе фантазию и вдохновение. Необходимо следовать за своей интуицией, чутьем. Снимайте "на ощупь", меняйте место ( если есть возможность ), следуйте за своим сердцем, оно подскажет куда двигаться.
В это же время важно не стать рабом модели, поскольку в такой момент вы похожи на ребенка-первопроходца, который не знает куда идти и решительная модель может перехватить вашу инициативу. Берите то, что она дает, но перерабатывайте это по-своему. Изучайте вашу модель, обращайте внимание на пластику, эмоции и состояние. И не забывайте давать ей подсказки. Направляйте ее мысли в нужную вам сторону.
Несомненно, художнику следует все анализировать.
И это одно из качеств, которое нужно тренировать в себе. И что самое приятное - для этого ничего не нужно покупать, занимать, собирать и строить. Достаточно просто сесть и наблюдать. И постепенно будет открываться то, мимо чего мы так упорно каждый день пробегаем. А ведь вокруг нас так много прекрасного.
2010-2013 © Михаил Рыжов, фотографии автора