Первая часть тут. Вчера был рассказ о первых двух днях фестиваля. Сегодня пришло время рассказать про третий день.
Третий и главный день фестиваля Дипавали посвящен богине Лакшми - богине изобилия и процветания. Считается, что в этот день она приходит в каждый дом. Одновременно третий день - это и Новый год по неварскому (историческая народность в Непале) календарю. Богиня приходит ночью и вместе с новым годом приносит людям счастье и избавление от проблем.
Поэтому здесь ее ждут просто все!..
Чтобы богиня нашла свою дорогу к дому возле него нужно нарисовать специальный знак, который называют слезой Лакшми - Laxmi tear.
Выглядеть она может немного по-разному, главное чтобы у слезы было начало и дорожка, ведущая в дом. На знак часто ставятся свечки, многие украшают ими всю дорожку "слезы", по центру иногда ставится подношение - фрукты, лепестки цветов..
У многих домов эти слезы нарисованы еще с первого дня праздника и потом жители лишь немного обновляют знаки. Те, кто не успел заранее - обязательно рисуют ее на третий день - главное успеть затемно.
Как результат - у каждого-прекаждого дома нарисован такой знак. Жилые дома, магазины, отели - все входы в те или иные помещения, хоть как-то связанные с присутствием в них человека - все обозначены слезой. Никто не хочет пропустить приход богини счастья и изобилия в свой дом. Это поистине событие, которого ждут все, без исключения в Непале. Даже туристы проникаются этим праздником.)
На глупый вопрос "What's going on?" торговцы отвечают "Laxmi is coming!", да еще с такой интонацией, в которой явно сквозит что-то вроде "ты что, совсем дурак?").
У самого знака нет четких правил, как он должен быть нарисован и украшен. Должна быть примерно соблюдена общая форма слезы и обязательно должна быть дорожка, указывающая богине, куда же ей надо прийти в гости. Многие закрашивают порог своего дома, как, например, на второй фотографии. В отелях, где администраторы не хотят сильно пачкать крской, порог не закрашивается.
В Бахтапуре, наоборот, у всех домов были закрашены не только порог, но и нижняя часть дверного проема:
Вообще, в Бахтапуре дома были больше украшены, чем в Катманду. Видимо, сказывается некая провинциальность этого города и, как следствие, большая привязанность к традициям:
Однако, сами местные говорят, что для того, что богиня пришла в дом вовсе необязательно его украшать с ног до головы. Главное - нарисовать дорожку указывающую направление ко входу в дом. Что, впрочем, не мешало многим продолжать эту дорожку и дальше, до некоторых комнат или до коридора, откуда уже можно попасть в любую комнату дома. Для надежности, чтобы богиня знала куда идти.)
А многие просто творчески подходят к рисованию знака, изображают всякие узоры на нем.
Возможно, эти узоры и имеют религиозное значение, но, судя по тому, что большинство местных обходилось и без них, а те, кто их рисовали - затруднялись объяснить - это, скорее всего, делается просто для красоты.)
(продолжение следует)