На прошлой неделе в возрасте 87-ми лет в Нью-Йорке ушел из жизни фотограф, режиссер и преподаватель фотографии Джером Либлинг (Jerome Liebling). Вот как вспоминает о нем один из его учеников, Джеймс Эстрин: “На своих занятиях по искусству фотографии, которые я посещал в конце 70-х, Джером рассказывал обо всем на свете, но только не о самой фотографии. Речь могла пойти о греческой философии, европейской истории, психологии Юнга, живописи 16-го века и французском кино. И весь этот спектр тем Джером мог затронуть за одно занятие. Очень редко бывало, чтобы он заводил речь о каких-нибудь выдающихся фотографах. Но обязательно полчаса занятия он отводил на разгромную критику наших работ. Несмотря на то, что лекции были удивительно интересными, прямо таки захватывающими, я часто чувствовал разочарование. Джером наотрез отказывался учить нас технике фотографии. Он настаивал на том, что она не так уж и важна. Я просил его научить меня пользоваться широкоформатной камерой, а он мне ответил - “Научись сам”.
Я хотел, чтобы он открыл мне секреты, благодаря которым можно стать великим фотографом. А он пытался научить меня думать. Он настаивал на том, что самое главное - это выразить ту самую мысль, которую хочешь, и не так уж важно в какой форме у тебя получится ее выразить. И я не ценил его, как преподавателя, до тех пор, пока не начал преподавать сам. Оказалось, что Джером к тому же передал мне свое умение учить. И теперь я сам пробую донести до своих студентов мысль о том, что искусство фотографии имеет мало общего с техникой съемки. Все дело в том, что именно хочет выразить фотограф. А фотоаппарат - это всего лишь инструмент, который будет бесполезен, если у человека нет идей.
Джером Либлинг попал в нью-йоркскую фотолигу, когда был еще совсем молод. И несмотря на то, что был до мозга костей интеллектуалом, он всегда питал неподдельный интерес к рабочему люду. Десятки, сотни снимков Либлинга запечатлели три десятилетия нью-йоркских работяг, каждый из которых был преисполнен какого-то особенного достоинства. Где бы не снимал Либлинг - на скотобойне или в морге, на улицах Нью-Йорка или Мадрида, всегда в его работах есть нечто большее, чем просто тот объект, который был перед объективом. Его снимки - о жизни, смерти, скрытом смысле человеческого существа.
1. Мальчик-бабочка. Нью-Йорк. 1949 год.
2. Человек и нож. Бойня. 1952 год.
3. Мясник. Бойня. 1952 год.
4. Мать и дитя. Испания. 1966 год.
5.
Кактус. Аризона. 1963 год.
6. Губернатор Джордж Уоллес. Штат Миниаполис. 1968 год.
7. Корпорация Allegheny. 1965 год.
8. Женщина в церкви. Испания. 1966 год.
9. Труп. Нью-Йорк. 1973 год.
10. Бостон. 1982 год.
11. Женщина/Персики.
Брайтон Бич. 1995 год.
12. Жена шахтера. Гиббинг. Штат Миннеаполис. 1984 год.
13. Утро в Монесене, штат Пенсильвания. 1983 год.