Недавно снова побывал в Санкт-Петербурге.
Ну а побывать в Питере и не попасть в какое-нибудь интересное место просто невозможно. Вот и я, несмотря на ограниченное свободное время, все же выбрался где поинтереснее.
В этот раз я спустился с небес на землю, вернее даже ушел под воду.
Дизель-электрическая подводная лодка С-189 установлена в качестве музея у плавучего причала Ленинградской военно-морской базы у набережной лейтенанта Шмидта.
Немного общей информации с
сайта музея Советские средние дизель-электрические торпедные подводные лодки проекта 613 - первый и самый массовый тип лодок, построенных после второй мировой войны в мире. По классификации НАТО - Whiskey class.
Технический проект разработан ЦКБ-18 (ныне ЦКБ МТ "Рубин") и утвержден Советским Правительством в августе 1948 года. Первая лодка 613 проекта спущена на воду заводом "Красное Сормово" (город Горький) в октябре 1950 года и вошла в боевой состав ВМФ в 1951 году. Всего с 1950 по 1958 год подводных лодок проекта 613 было построено в СССР 215 единиц, а также в Китае (по советской лицензии) - 21 единица. Это первые подводные лодки, которые СССР начал продавать иностранным заказчикам.
До конца 1980-х годов в ВМФ СССР подводные лодки 613 проекта несли службу на всех флотах. Их основное предназначение - уничтожение боевых кораблей и транспортов противника, минные постановки, ведение разведки, а так же они использовались для испытания нового вооружения и в качестве учебных центров для подготовки личного состава. Многие из них были переоборудованы в другие проекты, которые, в том числе, могли нести ракетное оружие.
Основные ТТХ ПЛ проекта 613:
- Ранг корабля - второй;
- Водоизмещение надводное / подводное - 1050 / 1350 т;
- Длина * ширина - 76*6.3 м;
- Осадка средняя по крейсерской ватерлинии - 4,5 м;
- Глубина погружения (рабочая / предельная) - 170 / 200 м;
- Экипаж 54 человека (8 офицеров);
- Автономность (по запасам продовольствия, пресной воды, топлива, средств химической регенерации воздуха) - 30 суток;
- Время непрерывного пребывания под водой - 200 часов;
- Максимальная надводная скорость / подводная скорость - 18,25 / 13,1 узла.
- Дальность плавания в надводном положении скоростью 10 узлов - 8580 миль;
- Дальность плавания в подводном положении скоростью 2 узла - 350 миль.
Подводная лодка "С-189" заложена на Судостроительном заводе №189 имени Серго Орджоникидзе (ныне Балтийский завод) 31 марта 1954 года и спущена на воду 4 сентября того же года. После завершения комплекса испытаний 9 марта 1955 года "С-189" вошла в боевой состав ВМФ СССР. В боевом составе флота подводная лодка находилась 35 лет, до 19 апреля 1990 года. За этот период "С-189" неоднократно выполняла боевые задачи в Атлантике и на Балтийском море. Помимо боевых походов принимала участие в испытании новых образцов оружия в полигонах Ладожского озера. На "С-189" прошли школу подводного плавания тысячи матросов, старшин, мичманов и офицеров.
Подводная лодка неоднократно объявлялась "Отличным кораблем", награждена Почетным красным знаменем Ленинградского обкома ВЛКСМ. В октябре 1978 года впервые в истории ЛенВМБ принимала участие в состязательных торпедных стрельбах на приз Главнокомандующего ВМФ. Отстрелявшись на "отлично", заняла второе место среди дизельных торпедных подводных лодок. "С-189" неоднократно участвовала в военно-морских парадах в Ленинграде на Неве и в Москве на Химкинском водохранилище.
После исключения в 1990 году из состава флота, поставлена в отстой для последующей утилизации. В 1998 году из-за неисправности донно-забортной арматуры отсеки лодки заполнились водой, и "С-189", потеряв плавучесть, затонула в Купеческой гавани порта Кронштадта, погрузившись у 2-го причала на грунт.
В начале 2000-х годов группа ветеранов-подводников ВМФ во главе с контр-адмиралом В.С.Козловым вышла с предложением к властным структурам поднять лодку с грунта и сделать ее "музейной". В конце 2005 года удалось провести успешную операцию по подъему "С-189" с грунта. После подъема лодку на понтонах перевели на Канонерский завод и поставили в док, где она обрела второе рождение. Под надзором специалистов Российского Речного Регистра Канонерский судоремонтный завод выполнил работы по восстановлению корабля.
В августе 2007 года, после восстановления корпуса, лодка установлена на свое нынешнее место стоянки. После этого, в течение двух лет, восстанавливалось внутреннее оборудование лодки и придавался первоначальный вид отсекам
Поднимаемся на борт, вернее спускаемся. И попадаем к переборке между 3 и 4 отсеками
Переходим в 3 отсек - Центральный пост. Он находится непосредственно под рубкой лодки. Теснотища такая, что сфотографировать его целиком просто невозможно, поэтому покажу его по боевым постам. При этом, во время выполнения задачи, в 3 отсеке находится до 18 человек
Конечно же пост №1, перископ, место капитана
Честно говоря был сильно поражен качеством оптики перископа.
Храм Успения Пресвятой Богородицы в метках перископа
Таблица непотопляемости. Весь экипаж наверняка знал ее наизусть
Рулевые. Прямо пост управления по курсу.
Справа места рулевых по крену и тангажу. Справа в углу - навигационно-вычислительная машина, по сути первый навигационный бортовой компьютер
Слева и справа над штурвалом расположены всем известные машинные телеграфы
Если правильно понял, это пост управления всплытием/погружением, осушительными насосами и подъемно-мачтовыми устройствами
Штурманское место
Гирокомпас
Астрокомпас
Не запомнил что за шкаф, но тоже из хозяйства штурмана
Подъем в рубку лодки
В рубке свой перископ
Из третьего отсека переходим во второй жилой отсек.
Каюта капитана
Каюта старпома
На борту было еще несколько кают для офицеров. Все они были одинаковыми и имели размеры (примерно) 1.7х1.1 м
Кают-компания лодки
Стол, помимо своего прямого назначения, выполнял еще роль и операционного стола. Светильники над столом есть не что иное как безтеневые медицинские светильники
На борту мне рассказали про медика, служившего на этой подлодке. У него был рост 2.04 м и в каюту он просто не помещался. Поэтому спал судовой врач на столе в кают-компании. Во весь рост медик мог выпрямиться только носовом и кормовом торпедных отсеках.
На этом же столе, этот врач сам себе вырезал апендицит во время боевого похода, за что был награжден орденом Красной звезды и списанием на берег. Второму пункту он был рад более всего ))
Удобства. Работают даже в подводном положении
Первый отсек - носовой торпедный, жилой
Кровати старшин и матросов. В носовом отсеке таких кроватей было шестнадцать. Располагались они в два этажа над стеллажами торпед. Размер такой кровати 1.64х0.4 м. Такие же спальные места были и в офицерских каютах
Вооружение подводной лодки:
4 носовых, 2 кормовых 533-мм торпедных аппаратов с системой стрельбы ГС-56 (глубина стрельбы до 70 м.);
Боекомплект - 12 торпед или 22 мины;
Система приборов управления торпедной стрельбой "Трюм";
Торпеды калибра 533 мм. Торпеды были двух типов: обычные и с ядерной боевой частью.
Торпед с ядерной БЧ было две и загружались они сразу в нижние торпедные аппараты.
А это имитатор цели, другими словами ложная цель. Применялся для учебных стрельб имитируя подводную лодку
Торпедные аппараты калибра 533 мм
Применялись для стрельбы торпедами и постановки мин. В аварийных ситуациях через торпедные аппараты обеспечивалось покидание подводной лодки экипажем. Для этого члены экипажа облаченные в индивидуальные изолирующие костюмы забирались в торпедный аппарат по три человека, аппарат закрывался в отсеке, а затем открывался снаружи обеспечивая выход наружу.
Не знаю как в аварийной ситуации, но в обычной внутрь даже смотреть страшно, не то что залезть. И подсветки в них не было.
Не что иное как кнопка ручка пуска торпед
Инструкции
Идем на выход в кормовые отсеки
Четвертый отсек - камбуз, жилой
Здесь находятся несколько кают офицеров и мичманов, в трюме аккумуляторная яма и баллоны с воздухом высокого давления.
Камбуз на лодке - это открытое помещение размером около 2х2 м. Из оснащения: плита с духовкой, разделочный стол и мойка
В меню были такие деликатесы
Пятый отсек - дизельный
В нем располагаются дизельные двигатели 37-Д по 2000 л.с каждый, расходный бак горючего и дизель-компрессоры
Шестой отсек - электромоторный, жилой
В этом отсеке установлены 2 главных гребных электродвигателя ПГ-101 мощностью по 1350 л.с. каждый, 2 электродвигателя экономического хода (подкрадывания) ПГ-103 мощностью по 50 л.с. каждый.
В энергосистему корабля еще входила аккумуляторная батарея 46-СУ свинцово-кислотная - две группы по 112 элементов (установлены в трюме).
В этом же отсеке монтировались шесть подвесных коек
Машины управления основными электродвигателями. Сами двигатели установлены в трюме под машиной управления
Машинный телеграф правого двигателя. Сюда приходят команды управления ходом с центрального поста
Серые корпуса внизу, в трюме, и есть электродвигатели основного хода
Машина управления двигателем экономичного хода
И, наконец, седьмой отсек - кормовой торпедный, жилой
Большой штурвал это ручное управление вертикальными и горизонтальными кормовыми рулями
В этом же отсеке находились шесть подвесных коек
Индивидуальный изолирующий костюм. В аварийной ситуации он должен был обеспечить покидание лодки через торпедные аппраты или через аварийный шлюз
А это и есть аварийный шлюз. В случае аварии, член экипажа, в изолирующем костюме, забирается в шлюзовую камеру, за ним закрывают внутренний люк, затем он открывает внешни люк, выходит и закрывает его. Следующий человек выходит точно так же. Вода из шлюзовой камеры сливается прямо в отсек. Последний член экипажа полностью затапливает отсек и только после этого выходит наружу.
На этом мое исследование подлодки С-189 было закончено. Изначально думал "ну чего там смотреть? лодка маленькая" и планировал управиться за 30 мин. В итоге пробыл на борту часа полтора и все равно там еще осталось множество интересных вещей.
На этом все, объявляю команду на всплытие. Возвращаемся в небо...