Коркинский угольный разрез

Jun 05, 2014 00:35

Нет, эту статью надо было назвать, по аналогии с романом Жюля Верна, "Путешествие к центру земли". Именно такие ассоциации возникали на всем протяжении этой небольшой вечерней вылазки.

Не буду вдаваться в подробности как найти подход к разрезу. Тем более, за давностью лет, а дело было аж в 2009 г., я уже их и позабыл. Помню только, что спуск мы начинали от смотровой площадки, которая находится за зданием управления ГОК. В общем кто захочет, тот найдет.




Немного справочной информации
Коркинский разрез самый глубокий в Евразии и второй в мире угольный разрез. На сегодня его глубина достигает 520 м, а диаметр 3.5 км. Проектная глубина разреза 610 м. Основная продукция - уголь и торф. Первооснова местного угля - древовидные папоротники, отпечатки которых можно найти в угольных слоях.
История разреза начинается еще в 19 веке
1832 г.- открытие на Южном Урале угольного бассейна.
1843 г.- проведена разведка угля на р. Увелка, где обнаружен угольный пласт толщиной 72 см.
1908 г.- южнее пос. Тугайкуль был вскрыт пласт мощностью 10-13 м и началась добыча угля подземным способом.
1909 г.- началась добыча угля по этому пласту открытым способом.
1919 г.- ежедневно добывалось до 7 тыс. пудов угля.
1920 г.- было добыто 481,5 тыс. т. угля
1921 г. - было добыто 501 тыс. т, что составило 50 % всей добычи угля на Урале. Начинается активное строительство шахт на Коркинском, Еманжелинском и Копейском месторождениях.
1931 г.- открыли Коркинское месторождение.
1934 г.- вступил в строй Коркинский разрез.
1936 г.- Вслед за разрезом № 1 в Коркине горностроители приступили к строительству разреза № 2. При строительстве 16 июля 1936 г. был подготовлен и произведен крупнейший промышленный взрыв.
Вскрышные работы на месторождении  готовились пол года. Чтобы исключить механизированный труд, да и еще большие временные затраты, было решено  работы по вскрытию месторождения  произвести с помощью взрыва. Была подготовлена сетка скважин, куда потом и были помещены заряды взрывчатых веществ. 16 июля 1936 года все мероприятия для осуществления массового взрыва были подготовлены. Утром того же числа все население города было эвакуировано, и в 10 часов по московскому времени данный проект был осуществлен. В небо поднялись миллионы кубометров породы. Куски породы взлетали на высоту более полукилометра. Толчок от данного взрыва зафиксировали все сейсмологические станции мира.
1941 г.- начал работать разрез №3 в Коркине.
1942 г.- был образован комбинат "Челябинскуголь". В состав комбината "Челябинскуголь" вошли тресты "Челябуголь", "Копейскуголь", "Коркинуголь", "Еманжелинскуголь" и "Калачевуголь".
1943 г.- вступает в строй разрез №5
2002 г.- было образовано ОАО "Челябинская угольная компания"
2005 г.- рекордные объемы добычи угля в постсоветское время, на поверхность подняли 1,2 миллиона тонн угля.

Со смотровой площадки видно мало. Только верхние горизонты разреза да дымы, смешанные с газом, поднимающиеся со дна разреза


Поэтому сразу же начинаем спуск вниз по старым деревянным лестницам. Постепенно открываются новые горизонты.
Сначала выборка грунта и добытого угля велась автотранспортом. Но с увеличением объемов добычи автотранспорт уже не справлялся и в разрезе была проложена железнодорожная ветка которая идет по спирали снизу вверх.


Один из горизонтов на которых ведутся буровзрывные работы


На противоположной стороне разреза виднеется гигантский оползень.


Не верите что оползень внушительных размеров?
а так, по сравнению с поездом?


По мере спуска вниз начинают появляться организмы этого "доисторического" мира.


Чем ниже, тем душнее становтся. Если на краю воронки дует ветер, то вниз он практически не попадает. Поэтому, чем ниже спускаешься, тем жарче становится. К этому еще прибавляется синеватая завеса из газа, пробивающегося из под земли наружу и висящего сизой дымкой.

Переваливаем еще через один горизонт и почти нос к носу сталкиваемся с живым динозавром


Это карьерный экскаватор ЭКГ-4.6Б или ЭКГ-5А  производства Уралмашзавода, скорее всего еще 80-х годов выпуска.
Как же все-таки неповоротлива была советская промышленность. Эти "мастодонты" выпускались в почти неизменном виде с 50-х годов до начала 90-х.
А этот промышленный динозавр стоял и монотонно перекидывал угольные отвалы через грохот на длинную ленту транспортера


Вдруг он, словно увидев непрошенных гостей, ринулся в нашу сторону


Дожидаться его приближения мы не стали и пошли своей дорогой.
На очередном горизонте обнаружили работающий ленточный транспортер. Вообще этих транспортеров там превеликое множество


И в паре десятков метров обнаружился еще один спрятавшийся спящий динозавр


Подобрались поближе... ЭКГ-5А, 196 тонн живого веса!


И снова гигантская змея ленточного транспортера


Взгляд наверх - оказывается мы уже довольно глубоко спустились. На срезе склона отчеливо видны угольные пласты




Горизонт где ведется добыча угля. Снизу поднимается дым от горящего угля




Над разработкой угля большая осыпь, и похоже со следами горения


А где-то высоко в небе летал самолет


Как и полагается, самые страшные зверюги живут в самой глубине этого мира. Туда мы не дошли, но даже с достаточно большого расстояния эти экскаваторы выглядят очень внушительно.
На переднем плане экскаватор ЭКГ-8И: высота кабины машиниста 8.5м, вес 373 тн!!!
За ним стоит вскрышной экскаватор ЭВГ-6 введенный в эксплуатацию в 1961 г.


На противоположном краю разреза обнаружился еще один ЭКГ-8И, медленно ползущий к своему молодому собрату.


И снова транспортер


На обратном пути бросаем еще один взгляд на этот доисторический мир. Самого большого шагающего монстра ЭШ мы так и не увидели вблизи. И лишь на обратном пути он показал нам свою стрелу (кто его увидит, тот молодец)


И уже на верхних ярусах, возвращая нас в реальный мир, мимо прогрохотал по кривым рельсам промышленный электровоз ПЭ2У, тянущий состав думпкаров и везущий двух суровых и грустных мужиков.


Выбравшись наконец на верх сделали панорамку. Кривенькую конечно, но все же...


железная дорога, Челябинск, путешествия

Previous post Next post
Up